Москва
Москва
Петербург

Кавалер розы

Первая в Большом постановка одной из самых значительных опер Рихарда Штрауса.

Рихард Штраус, о котором многие простодушно думают, что он близкий родственник авторов популярных полек и вальсов Иоганнов Штраусов, отца и сына, входит в пятерку самых репертуарных оперных композиторов в мире наряду с Верди, Моцартом, Вагнером и Пуччини, но в России его имя известно совсем мало. Только в последние десять лет в Мариинке Валерий Гергиев начал один за другим ставить его самые мощные и серьезные опусы — «Саломею», «Электру», «Женщину без тени», «Ариадну на Наксосе». По странному стечению обстоятельств в этом списке отсутствовал едва ли не самый знаменитый опус композитора, за который и взялся теперь Большой театр — «Кавалер розы».

Светский анекдот из жизни пресыщенной венской аристократии, обретший благодаря Штраусу и его либреттисту Гуго фон Гофмансталю метафоричность философской притчи об уходящей молодости и утекающем безвозвратно времени, любим оперными театрами во всем мире от Нью-Йорка до Мельбурна. Это самая мелодичная и упоительная опера композитора, в иные годы любившего попугать публику экспрессионистскими диссонансами на грани авангарда. Более того — это комедия положений с присущими ей разветвленной интригой, переодеваниями, путаницей, суматохой и, так скажем, довольно либеральными представлениями о морали. Герои оперы — стареющая жена Маршала, крутящая роман с 17-летним юношей Октавианом; ее кузен, напыщенный и самоуверенный барон Окс, сватающийся к дочке богатого нувориша и при этом волочащийся за каждой юбкой; сам Октавиан, влюбляющийся в невесту Окса, очаровательную Софи, и вынужденный терпеть… приставания самого Окса, так как почти застигнутый в спальне жены Маршала он переодевается в костюм горничной. Понять, кто с кем спит или хочет переспать, не всегда возможно, как невозможно разобраться и в гендерной принадлежности героев — в частности, партия безбородого юноши Октавиана отдана по старинной оперной традиции высокому женскому голосу, и пуритански настроенные зрители имеют полное право возмутиться, когда видят в самом начале оперы двух женщин в постели (Октавиана и Маршальшу), или когда следят за приставаниями Окса к Октавиану в женском платье. Вся эта игривая история пронизана пьянящими ритмами венского вальса (вот где родственность многочисленных композиторов Штраусов), герои смело выражаются на венском диалекте и за ними встает образ города-мифа — упоительная Вена, подернутая дымкой декаданса и модерна.

В Большом театре, где «Кавалер розы» пойдет впервые за всю его двухсотлетнюю историю, постановка поручена опытному английскому режиссеру Стивену Лоулессу, который уже однажды сотворил изящный шедевр на основе другой венской истории — «Летучей мыши» Иоганна Штрауса, поставленной им для знаменитого Глайндборнского оперного фестиваля. За дирижерский пульт встанет музыкальный руководитель Большого Василий Синайский, которому предстоит управиться аж с двумя составами исполнителей — в их числе есть как хорошо знакомые меломанам имена (Мелани Динер, Томас Аллен, Любовь Петрова, Манфред Хемм), так и совсем новые: выпускников и солистов Молодежной программы Большого (Александра Кадурина, Алина Яровая, Евгений Наговицын, Борис Рудак). История венских аристократов обещает быть очень увлекательной и в любом случае очень красивой — Большой не поскупился ни на сценографию, ни на костюмы.

На фото: Любовь Петрова (партия Софи)

Афиша

Места

Большой театр

Большой театр

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация