Кавалер розы
Time Out

О спектакле

Первая в Большом постановка одной из самых значительных опер Рихарда Штрауса.

Рихард Штраус, о котором многие простодушно думают, что он близкий родственник авторов популярных полек и вальсов Иоганнов Штраусов, отца и сына, входит в пятерку самых репертуарных оперных композиторов в мире наряду с Верди, Моцартом, Вагнером и Пуччини, но в России его имя известно совсем мало. Только в последние десять лет в Мариинке Валерий Гергиев начал один за другим ставить его самые мощные и серьезные опусы — «Саломею», «Электру», «Женщину без тени», «Ариадну на Наксосе». По странному стечению обстоятельств в этом списке отсутствовал едва ли не самый знаменитый опус композитора, за который и взялся теперь Большой театр — «Кавалер розы».

Светский анекдот из жизни пресыщенной венской аристократии, обретший благодаря Штраусу и его либреттисту Гуго фон Гофмансталю метафоричность философской притчи об уходящей молодости и утекающем безвозвратно времени, любим оперными театрами во всем мире от Нью-Йорка до Мельбурна. Это самая мелодичная и упоительная опера композитора, в иные годы любившего попугать публику экспрессионистскими диссонансами на грани авангарда. Более того — это комедия положений с присущими ей разветвленной интригой, переодеваниями, путаницей, суматохой и, так скажем, довольно либеральными представлениями о морали. Герои оперы — стареющая жена Маршала, крутящая роман с 17-летним юношей Октавианом; ее кузен, напыщенный и самоуверенный барон Окс, сватающийся к дочке богатого нувориша и при этом волочащийся за каждой юбкой; сам Октавиан, влюбляющийся в невесту Окса, очаровательную Софи, и вынужденный терпеть… приставания самого Окса, так как почти застигнутый в спальне жены Маршала он переодевается в костюм горничной. Понять, кто с кем спит или хочет переспать, не всегда возможно, как невозможно разобраться и в гендерной принадлежности героев — в частности, партия безбородого юноши Октавиана отдана по старинной оперной традиции высокому женскому голосу, и пуритански настроенные зрители имеют полное право возмутиться, когда видят в самом начале оперы двух женщин в постели (Октавиана и Маршальшу), или когда следят за приставаниями Окса к Октавиану в женском платье. Вся эта игривая история пронизана пьянящими ритмами венского вальса (вот где родственность многочисленных композиторов Штраусов), герои смело выражаются на венском диалекте и за ними встает образ города-мифа — упоительная Вена, подернутая дымкой декаданса и модерна.

В Большом театре, где «Кавалер розы» пойдет впервые за всю его двухсотлетнюю историю, постановка поручена опытному английскому режиссеру Стивену Лоулессу, который уже однажды сотворил изящный шедевр на основе другой венской истории — «Летучей мыши» Иоганна Штрауса, поставленной им для знаменитого Глайндборнского оперного фестиваля. За дирижерский пульт встанет музыкальный руководитель Большого Василий Синайский, которому предстоит управиться аж с двумя составами исполнителей — в их числе есть как хорошо знакомые меломанам имена (Мелани Динер, Томас Аллен, Любовь Петрова, Манфред Хемм), так и совсем новые: выпускников и солистов Молодежной программы Большого (Александра Кадурина, Алина Яровая, Евгений Наговицын, Борис Рудак). История венских аристократов обещает быть очень увлекательной и в любом случае очень красивой — Большой не поскупился ни на сценографию, ни на костюмы.

На фото: Любовь Петрова (партия Софи)