Москва
Москва
Петербург

Камерный ансамбль «Солисты Москвы»

Прославленный альтист Юрий Башмет и скрипач Илья Грингольц сыграют отечественных классиков XX века.
В ведении Юрия Башмета, помимо альта, заслуженно составившего ему мировую славу, два оркестра — симфонический и камерный, с которыми он регулярно появляется в Москве, но парадоксальным образом не может утолить потребность публики в своей собственной персоне. Вроде имя Башмета довольно часто мелькает на афишах, но когда последний раз он играл, скажем, сонатный вечер, помнят только старожилы — он никогда не перекармливает аудиторию серьезными программами. Но с началом весны Москва наконец-то дождалась: очередной концерт филармонического абонемента меньшего из двух башметовских коллективов — «Солистов Москвы» — это серьезная репертуарная заявка от серьезных людей. Помимо главного героя вечера в окружении его «Солистов» на сцене будет еще один любопытный персонаж — скрипач Илья Грингольц, в далеком прошлом — талантливый петербургский мальчик, ныне — фактически мировая знаменитость и гражданин мира, выступающий во всех крупных залах по обе стороны Атлантики. Казалось бы, для появляющегося в Москве эпизодически Грингольца имеет смысл взять снобский город приступом — исполнив какой-нибудь вечнозеленый виртуозный шлягер типа Концерта Чайковского. Но нет: Грингольц под управлением Башмета за дирижерским пультом исполнит Траурный концерт для скрипки и струнных Карла Амадея Хартманна — малоизвестного у нас немецкого классика ХХ века, в своей музыке отразившего мучительную германскую рефлексию по поводу нацистского режима и страха человека перед лицом войны. В пандан к Хартманну — Симфония для камерного оркестра Шостаковича, его российского alter ego, обработка Рудольфа Баршая для камерного оркестра Десятого квартета композитора. Те же страх, мучительные поиски выхода к свету — только уже на отечественный манер, с эмоциями наперехлест.

Честно говоря, этих двух опусов было бы достаточно для того, чтобы ввергнуть зал в глубокую депрессию, поэтому в терапевтических целях гуманист Башмет разбавил их двумя более жизнерадостными сочинениями. Первое — Классическая симфония Прокофьева, виртуозный оммаж молодого enfant terrible венским классикам, в частности, Гайдну. Тем, кто услышит это сочинение первый раз, оно может показаться чистой воды провокацией — с Прокофьевым обычно ассоциируется что-то колючее и диссонансное, а тут — опрятные классические гармонии, почти гайдновские в своем изяществе мелодические линии. А после этого — оригинальное сочинение Александра Чайковского «От “Петрушки” до “Пульчинеллы”» для альта и камерного оркестра — вольная фантазия одного из самых искрометных московских авторов на темы двух балетов Стравинского. Здесь в классика, следующего всем правилам, играет уже Игорь Федорович — но делает это нарочито неуклюже, как будто специально выворачивая наизнанку гармоническую вертикаль и обрывая мелодии на полтакта раньше, чем они должны были бы закончиться. Поскольку в фантазии главным действующим лицом обозначен альт, то тут Башмет, понятное дело, возьмется за инструмент, и штром оваций ему будет обеспечен. Но чтобы никто не подумал, что вечер на самом деле шуточно-прибауточный бенефис, под занавес в программу поставлен все-таки упомянутый выше Шостакович — что, конечно, абсолютно правильно. Ведь все собравшиеся на сцене — серьезные люди.
15 февраля 2012,

Ближайшие события

Персона

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация