Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Мирослав Тихий «Художник с плохой камерой»

Чешский фотограф мастерил камеры из подручных материалов и исследовал женскую натуру.
Это даже не порнография. Неопрятный гражданин, исподтишка фотографировавший женщин, не интересовался специфическими подробностями. Тела на его невзрачных поцарапанных снимках выглядят более чем пристойно — если не считать пятен, царапин, расплывающихся контуров, дурной печати и отвратительного качества самой съемки. В сравнении с открывшимися в тот же день в соседних залах экспозициями блистательного Фридландера и парадоксального Парра работы Тихого ка жутся даже не скромными — убогими. Эффект усиливают рукодельные рамочки и то, что в центре экспозиции совсем не снимки, а фильм о фотографе и витрина с кучей мусора — включив воображение, в нем можно опознать самодельные, собранные из скрепленного скотчем чего попало фотоаппараты.

Мирослав Тихий был особенным фотографом. Безумец и диссидент, игнорировавший политические стандарты социалистической Чехословакии, не замечавший социальные, он не был наивным художником и отлично отдавал себе отчет в том, что делал. Художник Кристиан Болтански считал, что «его фотографии не просто увлекательные произведения искусства, но также, а может быть, и в первую очередь, эстетические исторические документы». Хочется добавить — экзотические: образ моравского художника привлекает внимание едва ли не большее, чем его работы, которые Тихий и сам ценил не слишком сильно, как, впрочем, всякую другую окружающую материю, включая собственное немытое тело. Все самое важное происходило в его голове — и хотя пленка в странных конструкциях, которые он прятал под свитером, вопреки уверенности многих моделей, была, процесс отдавался на волю случая на всех этапах — начиная с собственноручной шлифовки линз, заканчивая полным безразличием к судьбе своих произведений.

В юности, в 1950-х противопоставив казенному соцреализму модернистский эксперимент, в фотографии Тихий пошел совсем другой дорогой, продемонстрировав обратимость прогресса, возможности светописи, недоступные менее пытливым, более озабоченным мирскими заботами умам. Признание ничего не изменило в его мире, зато произвело неизгладимое впечатление на наш — оказалось, фотография может быть наивной, честной и беспомощной. А фотографу для успеха совсем не нужно покупать новую камеру. И компьютер. И вообще ничего не нужно покупать.

Фото: Courtesy Foundation Tichý Ocean
15 февраля 2012,

Персона

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация