Клуб "Кинотанец"

Рецензия

Классический балет с кино, как правило, не дружит — самовыражение режиссеров и операторов его пугает. Камера ухитряется то вцепиться в лицо девушки, когда она делает что-нибудь замечательное ногами, то поймать ее в самом невыгодном (но выразительном) ракурсе. С точки зрения балетных, лучшая съемка — с одной камеры, поставленной в центре партера. И чтобы не сдвигалась с точки, ни-ни. Зато современный танец пленку не просто любит — он в нее врастает, меняется под ее влиянием, учитывает ее законы. Творцы контемпорари сплошь и рядом просчитывают спектакли так, чтобы сразу выпустить и киноверсию; вполне распространен и вариант, когда только киноверсия и делается. Конечно, в наибольшей степени это относится к французским, немецким и американским сочинителям — но наши люди тоже идут по этому пути, несмотря на очевидные технические трудности. Клуб «Кинотанец», который открывается в кинотеатре «Звезда», начинает свою программу именно с отечественной продукции. Куратор проекта — танц-обозреватель «Новой газеты» Екатерина Васенина, один из главных спецов по контемпорари в нашей стране. Мероприятие некоммерческое (билет стоит всего полторы сотни рублей). В этот понедельник программа состоит из четырех фильмов.

«Доверие пространству» — о фестивале контактной импровизации на Алтае, сделанный Еленой Мучной. Контактная импровизация — одна из самых доступных для непрофессионалов техник танца. Главное в этом занятии — доверие к партнеру и готовность слышать его тело; уроки увлекательны и полезны для психологической разгрузки, внешний результат зачастую смешон (в силу физических несовершенств исполнителей в сочетании с их серьезностью). Что находят в КИ люди — можно попытаться выяснить в течение 25-минутного фильма. Затем — получасовое путешествие во времени: фильм «Тамара Ханум. Марки на конвертах». Потрясающая биография родившейся в начале прошлого века танцовщицы, превратившей узбекский женский танец из домашней радости в явление искусства. А «марки на конвертах» — просто она переписывалась с людьми, которые восхищались ее танцами. С Пабло Пикассо, Чарли Чаплином и Галиной Улановой, к примеру. Сегодняшний день отмечен, конечно, рекламой — отличная танцовщица и хореограф Анна Абалихина поставила пятнадцатиминутный видеоперформанс для Levi’s. А за «классику» контемпорари (как ни странно такое словосочетание) отвечает петербургский театр Саши Кукина с фильмом «Другая красота», где три танцовщицы всматриваются в трех мелких девчонок — то ли вспоминая детство, то ли гадая о том, во что младшее поколение вырастет. Кукин, в 1990 году создавший первый модернистский танцтеатр в Петербурге, склонен обращаться к американским истокам модерна — и в пластике его танцовщиц есть что-то напоминающее Айседору Дункан. Двадцать минут «Другой красоты» — это уже история и все еще продолжающийся сегодняшний день отечественного современного танца.