Москва
Москва
Петербург
u u u u u Мнение редакции

Осенняя соната

Режиссер/Постановщик: Екатерина Половцева
Актеры: Владислав Федченко, Марина Неелова, Алена Бабенко, Александр Рапопорт, Сергей Гирин
Автор: Ингмар Бергман
Cпектакль режиссера Половцевой, поставленный по Бергману, с Аленой Бабенко и Мариной Нееловой в главных ролях.

Фильм «Осенняя соната» снят Бергманом по собственному сценарию и по собственной жизни. И не только потому, что у него с матерью были сложные отношения, а потому еще, что он постоянно выяснял отношения с собственным даром, пытался понять его цену и то, кому приходится ее платить. История последнего визита гениальной пианистки Шарлотты в дом на краю земли, где живут оставленные ею ради музыки дочери — Елена неизлечимо больна, Ева неизлечимо несчастна, — снята долгими крупными планами Ингрид Бергман-Шарлотты и Лив Ульман-Евы так подробно и психологически достоверно, что, кажется, не допускает никаких интерпретаций. Молодой режиссер Екатерина Половцева на сцене «Современника» поставила сценарий Бергмана, ни в чем не погрешив против его буквы, совершенно иначе. Потому что тоже речь ведет о себе. А Марине Нееловой, играющей Шарлотту, и Алене Бабенко в роли Евы самим есть что сказать про дочки-матери и про цену таланта.

Впрочем, о вечном создательницы этого очень личного спектакля думают куда меньше Бергмана. На их женский взгляд, масштаб таланта в отношениях с близкими ничего не оправдывает. Да и Шарлотта Нееловой скорее успешна, чем гениальна. Подобно чеховской Аркадиной она постоянно играет звезду, ждущую оваций при каждом шаге. Бежит от страданий, отправляя нуждающуюся в постоянной опеке калеку-дочь в дорогую клинику с глаз долой. Боится старости. Рядится в красные платья. А Ева в исполнении Бабенко ей ничего этого не прощает. Она превратила себя в живой укор, который тычет в глаза матери при каждом удобном и неудобном случае. Даже в мелочах. Устраивает, например, барбекю по поводу встречи на заднем дворе, где мать в своем красном шелке, заляпанном осенней слякотью, смотрится нелепо. Лелеет мысль, что та виновата во всех ее несчастьях. Зазывает Шарлотту, только что похоронившую любимого человека, к себе в глухомань, чтобы столкнуть ее с больной Еленой, которую забрала из клиники к себе. Ева чуть ли ни со злорадством подталкивает Шарлотту к постели больной, чтобы увидеть ее испуг. И вдруг она видит, как через испуг, через чувство вины проступает любовь, которую Елена чувствует всем существом и которой самой Еве так не хватает. Больше она мать к Елене не подпустит.

Ключевой становится сцена, где две измотанные ночным выяснением отношений женщины сидят на чемодане — символе неминуемой разлуки. Шарлотта обмолвилась, что чуть не умерла от заражения крови в больнице, но ничего не сообщила Еве, чтобы не добавить заботы ей в тот момент, когда она хоронила утонувшего в колодце четырехлетнего сына. А то, что мать не объявилась в тот страшный момент, было самой свежей из непрощенных обид. Мысль, что мать не виновата, буквально пронзает дочь. И чем же ей жить дальше, если оправдывающая все ее беды и комплексы ненависть к матери оказалась так беспочвенна?..

23 марта 2012,

Афиша

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация