Москва
Москва
Петербург

Портрет семьи

Произведения великих авангардистов, большей частью сделанные для внутреннего пользования, – взаимные портреты, изображения друзей и близких.
Твердые левые убеждения и искусство авангарда свя­зали сына латышского рабо­чего и дочь расстрелянного уже к тому времени жандармского генерала. Они вместе работали в Наркомпросе, участвовали в выставках и бурных дискус­сиях, растили сына, строили новую жизнь, в которой место себе находили все с большим трудом. Идеологический пресс накатывался на них вдвое силь­нее: на семью приходилось два клейма формалистов и минимум заказов. Искусство было основой и смыслом существования семьи и всех ее членов, вне зависимости от того, что происходило вокруг, в доме писали и рисовали, в том числе многочисленные портре­ты и автопортреты, в которых отражались и художественная эволюция, и личные отношения, и меняющиеся настроения.

«Лед и пламень — так можно было бы определить эту семей­ную пару — Надежду Андреевну и Алек­сандра Давыдовича. Всегда сдержанная, спокойная, с твердой, непоколебимой и ясной позицией, без какой бы то ни было экзальтации — такова Удальцова. Бешеный взрывной темперамент, «поиск в никуда» (только он неиз­менен) и открытое, обращенное ко всем доброе сердце — таков Древин. Тем не менее, творческая позиция их была едина», — так описал пару своих профессоров во Вхутемасе их ученик Сергей Лучишкин. Едины в новаторстве, беспредметных экспериментах, «ненависти к угнетателям и пре­зрении к обывательщине», были они едины и в попытках понять язык нового времени, принять будущее, о котором мечтали и в котором с каждым днем ста­новилось все тяжелее дышать и работать.

Судя по рисункам, много­численным портретам, осо­бенно — последнему в жизни Древина «Парадному портрету» 1937-1938 года, жили они с Удаль­цовой в полном согласии и непре­рывном творческом диалоге. Ровно до тех пор, пока Александра Древина не арестовали в ночь с 16 на 17 января. Расстрелянного еще через месяц с небольшим, 26 февраля, мужа Удальцова ждала до конца своей жизни. Писала письма о пере­смотре дела и уже в 1956-м, когда все было ясно, продолжа­ла надеяться: «Почти все коммунисты, правда, реаби­литированы, а может, он жив и ждет… » Вновь показывать на выставках работы Древина начали уже после смерти его вдовы, постепенно и работы начали покидать дом, расходясь по коллекционерам. Семью продолжали преследовать несчастья, болезни, странные смерти. Дом разрушался, и теперь реконструировать его можно только так, на выставке.

14 февраля 2012,

Персоны

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация