Москва
Москва
Петербург

Александр Харитонов «Воскресение»

Живопись и графика художника прошлого века, интересовавшегося духовным вопреки правилам социалистического реализма.
Александр Харитонов (1932–1993) — ярчайший пример того, что себе врагов, а обществу легенды советская власть создавала практически из любого материала — в том числе более чем невинного, шарахаясь от христианских сюжетов, сказочных персонажей, намеков на модернизм и вообще всего, что хоть как-то выбивалось из общего ряда. А едва поучившийся в художественной школе самоучка очевидно из него выбивался: интересовался древнерусскими иконами, мозаиками, шитьем и возвышенным — тем, что критически настроенные коллеги легкомысленно именовали «духовкой» и «нетленкой».

Хотя нежные и трогательные картины Александра Харитонова на идеологическую диверсию походили мало, но простым правилам плода, восторг творцов перед самостоятельно открытыми, трудно доставшимися философскими и художественными истинами может показаться чрезмерным, а оценка их достижений поклонниками — завышенной. Но современники понимали и ценили: картины Харитонова украшали дома самых знатных представителей прогрессивной общественности, деятелей советской науки и антисоветской литературы. Не претендуя на полноту, в «Наших художниках» собрали восемьдесят картин, представляющих пройденный художником путь от ранних пейзажей и натюрмортов до все более глубокомысленных поздних работ, где на смену беспечным постановкам неизбежно приходят насыщенные метафорами композиции, складывающиеся в понятный без перевода образ загадочной северной страны — пестрый и экзотический, слегка отдающий клюквой. социалистического реализма они явно не соответствовали, потому нес художник все тяготы неофициального существования, выставляясь редко по ведомству нонконформистов, где тоже стоял особняком, ни с кем не совпадая ни идеологически, ни стилистически, и даже экспонировался отдельно, в углу. При этом совсем из времени не выпадал, соединяя разнообразные порождения буржуазной культуры — пуантилистскую технику и поэтику символизма, — Харитонов вместе с использовавшими другие языки коллегами выполнял важную общественную функцию — в постепенно освобождавшемся от коммунистических и соцреалистических доктрин обществе он восстанавливал порушенную связь времен. Тем, кто не пережил радость обретения запретного.
16 декабря 2011

Персона

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация