Москва
Москва
Петербург

Карта и территория

u u u u u Мнение редакции
Автор:
В своем новом романе мизантроп Мишель Уэльбек высмеивает мир искусства, рисует карикатуру на богему, однако в финале приходит к выводу, что  именно искусство — единственный смысл жизни.
Этот роман принес Мишелю Уэльбеку Гонкуровскую премию. Скромное и какое-то меланхоличное обаяние этого автора, безусловно, ему присущее, в «Карте и территории» проступает особенно отчетливо.

Никакой эпатажности, никакого сексуального туризма. Ровный, почти монотонный строй повествования. Герой, которого иначе как «нежный художник», углубленный в свою работу, и назвать трудно. Джед Мартен вообще как будто изначально человек исключительно позитивный: «У Джеда не было близкого приятеля, да он и не искал дружбы. Зато просиживал всю вторую половину дня в библиотеке, и к восемнадцати годам, получив степень бакалавра, обладал широкими знаниями в области литературного наследия человечества, что является большой редкостью для юноши его поколения. И что еще удивительнее, был в курсе важнейших догматов католицизма, наложившего такой глубокий отпечаток на всю западную культуру, тогда как его современники знали о житии Иисуса чуть меньше, чем о жизни Человека-паука». К тому же он верен в любви, и чувствами своими не разбрасывается. Не он уходит, а его оставляют женщины. И темпераментная мальгашка Женевьева, и русская Ольга (идеал русской женщины глазами француза).

Нет, конечно, Уэльбек остается верен себе. И ирония, и критическое отношение к современности остаются прежними. На сей раз объектом критики, переходящей в жесткую пародию, становятся интеллектуальная элита и мир искусства. Уэльбек не стесняется вводить в роман журналистов и литераторов, во Франции широко известных, в том числе хороших знакомых самого писателя. Так в романе появляется Фредерик Бегбедер. И даже сам Мишель Уэльбек под собственным именем, причем изображенный почти карикатурно. Он пишет текст для каталога Джеда Мартена. В благодарность, помимо гонорара, Джед рисует портрет Уэльбека. Получается довольно забавная оптика: Уэльбек пишет о художнике, который рисует портрет Уэльбека, подробно описанный в романе. При этом Уэльбек-персонаж анализирует картины художника. Но главное не это.

Сам роман оказывается гимном изобразительности в прямом смысле этого слова. То есть роман по природе своей живописен. Джед начинает свою карьеру с фотографий предметов (самых разных — от вилок до деталей механизмов), затем переходит к фотографиям карт путеводителей «Мишлен» (выставка с плакатом, на котором были помещены фотография карты и спутниковый снимок территории, проходила под девизом «Карта интереснее территории»). И уже после этого начинает писать картины, изображать людей. Добивается успеха. Потом умирает.

Собственно, и все, если не считать обыкновенного для Уэльбека фона — стареющего мира и острого чувства неизбежности дряхления и смерти. Искусство оказывается единственным осмысленным знаком, свидетельством неумолимо истекающей жизни.
8 декабря 2011,
Карта и территория
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация