Москва
Москва
Петербург

Группа ТОТАрт

Выставка ироничных концептуалистов, которые создали «Черный квадрат» из навоза и могут превратить в искусство даже работу управдома.
Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов — филологи по образованию, структуралисты по призванию, концептуалисты по названию. Однажды они осознали, что двум художникам, состоящим в законном браке, лучше всего работать вместе. И провели десятилетия совместной жизни в прекрасном интеллектуальном напряжении и острых эстетических наслаждениях. (Работать они начали еще в шестидесятых, когда проблема монетизации творчества не стояла вообще — искусство производилось исключительно для собственного удовольствия.)

Люди до крайности серьезные и обстоятельные, Наталья и Анатолий первым делом подвели теоретический базис, и только затем приступили к его осуществлению. Придуманное ими тогда же, в конце семидесятых, название ТОТАРТ было сокращением полного названия новой группы — «Проект Тотального Художественного Действия», — объявившей своим лозунгом ни больше ни меньше «Исследование Существа Искусства применительно к Жизни и Искусству».

Под таким универсальным брендом можно было заниматься чем угодно — предаваться безбрежной историософии; углубляться в геополитику; размышлять о национальной и культурной идентичности; проводить полевые социологические эксперименты; хулиганить понемногу; ставить вопрос о войне полов; впадать в ярую метафизику. (Описанное выше — это вольный перевод на общеупотребимый язык разделов большой выставки ТОТАРТ. Если еще проще — это живопись, графика, документация перформансов, инсталляции, кино, видео, тексты, художественные эксперименты со звуком, образующие перформативную инсталляцию, размещенную на четырех этажах пространства ММСИ.)

Один из первых проектов ТОТАРТа — фотоакция «Солнцеворот» — осуществлена была в 1980-м. В подмосковном поле был обнаружен странный железный ящик, который и фотографировался раз в час в течение суток 22 июля. Тут каждый может навертеть всяких интерпретаций: вспомнить нападение Гитлера на СССР, камни Стоунхенджа и повесть Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала». Часто свои ответственные деяния художники снабжали смачной самоиронией. Например, в ходе исследования парадигмы божественного Черного Квадрата была предъявлена версия квадрата из навоза, собранного на ближайшей ферме.

И что самое главное, столь универсальная программа позволила превратить свою собственную жизнь в бесконечный хеппенинг. Например, можно было считать новорожденную дочь Эву «Лучшим произведением искусства». А однажды Анатолий Жигалов объявил произведением искусства свою работу управдомом. Все было бы хорошо, если бы не возник конфликт интересов. Художник-управдом однажды устроил «Золотой субботник», в ходе которого подведомственные жильцы и приглашенные представители богемы раскрасили дворовые скамейки и урны в золотой цвет. Столь неадекватного работника коммунального хозяйства, понятное дело, немедля отправили подлечиться в психушку. Но вскорости выпустили, хотя доходного места все же лишили. В результате этого недосмотра властей можно было продолжить осуществление проекта «Исследование Существа Искусства применительно к Жизни и Искусству». А теперь уже можно точно сказать — этим стойким подвижникам все удалось. И жизнь, и искусство.
23 января 2012,

Персоны

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация