Circo Аmbulante

О спектакле

Спектакль о свободе и о том, что в каждом из нас живет Дон Кихот, с Лией Ахеджаковой и Альбертом Филозовым.

Дон Кихот — герой для режиссера Андрея Могучего чуть ли не любимый. Странные люди, живущие по своим внутренним канонам независимо от довлеющих трендов, всегда в центре его спектаклей. А уж насквозь театральный старик в гремучих доспехах и с тазиком на голове, рванувший вдруг спасать мир, никак не мог проехать на своем Росинанте мимо театра Могучего. В Питере несколько лет назад он ставил на сцене «Балтийского дома» спектакль «ДК Ламанческий» с неистовым Александром Лыковым в главной роли. В Москве своего героя он разглядел в трогательной, забавной, нежной и непреклонной Лие Ахеджаковой. Спектакль «Circo Аmbulante» задуман ради того, чтобы дать ей слово и чтобы ее донкихотский протест превратить еще и в артефакт.

Высказывание получилось внятным, но пока не очень художественным. На сцене оказалось много отличных актеров-единомышленников: Альберт Филозов, Ольга Лапшина, Арина Маракулина, Ильяс Тамеев и еще человек десять. И каждый не думал молчать. Спектакль рождался в коллективном творчестве. Но собрать всех в единое целое, прошить все разнообразные истории единым сюжетом, завязать между всеми персонажами отношения так, чтобы за развитием их зритель следил не отрываясь, у режиссера не вышло. В результате сказка про некий остров-государство, где работает только один завод по переработке бычьих яиц в эликсир бессмертия для диктатора Обер-кондуктора, который задумал устроить в жерле вулкана цирк, чтобы превратить остров в Центр Мировой Клоунады, рассказана словами. Про свои беды каждый обитатель произносит статичный монолог в зал. А действуют на сцене огромные холодные металлические конусытрубы, которые медленно возит специальная команда. Сценограф Максим Исаев — член знаменитого «АХЕ» — привык делать самоигральные артефакты, с которыми живому актеру работать не очень-то и ловко. Одноактный спектакль начинает казаться бесконечным.

Но вот, наконец, главная героиня Мария получает чемодан с настоящими доспехами Дон Кихота, надевает их и выходит на авансцену. «Очнитесь, люди, — вы свободны!» — обращается она к залу знакомым всем, с трепетной хрипотцой голосом Лии Ахеджаковой. Зал перехватывает ее простодушно-дерзкий открытый взгляд и затихает… И то, что место свергнутого ею диктатора занимает хапужистый надсмотрщик Давид, никого уже не трогает. На нашем с вами острове других властей не предвидится.