Москва
Москва
Петербург

Внимание: восприятие требует соучастия

Испанский художник Антони Мунтадас покажет нам, как правильно смотреть на телевизор и что делать в очередях.
Имя испанца Антони Мунтадаса упоминают в числе отцов-основателей видеоарта наряду с Нам Джун Пайком. Но американский кореец интересовался все больше семиотическими и формальными проблемами новых медиа. А Мунтадас, родившийся в кипящей Барселоне в 1942 году, сразу же ринулся в политику. И начал пылко разоблачать двуличие массмедиа, рассказывать человечеству о том, как и каким образом волшебное изобретение ХХ века — телевидение — стало инструментом тотальной власти над разумом и душой человека.

В ретроспективной части выставки испанского классика можно будет ознакомиться с «Проектом Лимузин» (1990) — на окна настоящего раритетного буржуинского «линкольна» проецируется нарезка из политических новостей, рекламы, мыльных опер, сопровождаемая емкими определениями вроде «Секс», «Насилие», «Ритуал», «Власть».

Но самые его сильные вещи — интервенции в реальную городскую среду. Вернее, в пространство, которое сам художник называет «медийным пейзажем». В 1985 году ньюйоркцы и гости города, те из них, кто в состоянии зафиксировать внимание на огромном рекламном стенде на Таймс-Сквер, могли наблюдать простенькую надпись «Это не реклама». Она возникала там всего на 50 секунд каждые 20 минут в промежутках между цветистой рекламой товаров народного потребления. Естественно, знакомые с искусством ХХ века сразу же вспоминали классическое произведение Рене Магритта «Это не трубка» — и понимали, что имеют дело с продвинутым произведением современного искусства. Но бельгийский сюрреалист размышлял о сущности искусства, убеждая нас в том, что все образы лживы — трубку-то на картине покурить нельзя! А Мунтадас обратился к проблемам современного мира как такового.

При этом, несмотря на свое несгибаемое левачество, Мунтадас отчетливо понимал, что механизмы манипуляции сознанием одинаковы что в капиталистических США, что в просвещенной Европе, что в СССР. В проекте «Десять последних минут» он на трех экранах сопоставил завершение новостных программ в Вашингтоне, Москве и Касселе. Дикторы уже рассказали о международных проблемах, состоянии рынков и успехах животноводства и перешли к общечеловеческим темам — кто к празднику урожая в Калмыкии, кто к концерту поп-звезды или оперной премьере. Машины агитации и пропаганды выключились? Но нет, на самом деле они и тут работают в полную силу.

Однако так было в 1977-м. Но холодная война закончилась, СССР больше нет, а старушка Европа сдалась на милость заокеанского победителя. Везде теперь одно и то же. Осталось только то, что Мунтадас называет «городские ритуалы». Специально для Москвы художник создал цикл фотографий «В переводе: В ожидании: Москва». В российской столице он обнаружил странный феномен — москвичи все время где-то толпятся или стоят в очередях. И дополнил свои наблюдения архивными фотографиями советского периода. Получилось очень познавательное исследование. И нам теперь не остается ничего лучше, чем устроить очередь на выставку испанского художника, исследователя причуд коллективного бессознательного.
2 декабря 2011,

Персона

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация