Пеликан

О спектакле

Истеричная пьеса шведского женоненавистника Августа Стриндберга, обличающая семейные пороки и проблемы морального уродства.

Марк Розовский закрывал прошлый сезон в своем театре "У Никитских ворот" спектаклем по "Носорогу" Ионеско, а нынешний открывает "Пеликаном" Августа Стриндберга. Эта пьеса шведского женоненавистника в России мало кому известна — ее (в отличие от востребованной "Фрекен Жюли") ставили всего пару раз и в основном на периферии.

Пеликанов здесь нет. Название — всего лишь метафора: говорят, что в безвыходной ситуации эта птица кормит детенышей собственной кровью. Но у Стриндберга имеется в виду обратное: вся пьеса — разоблачение семейных пороков. Там, где в русской литературе проблема "отцов и детей", у шведа — проблема морального уродства. Мать буржуазного семейства Элиса долгие годы экономила на детях и покупала себе драгоценности, свела в могилу мужа, завела любовника, а потом женила его на своей дочери. Потом выясняется, что ее воздыхатель Аксель только и ждал удачного момента, чтобы прибрать к рукам то, что осталось от бывшего хозяина. Дети Элисы ненавидят ее и горят желанием отомстить. Само собой, такой клубок взаимного презрения и ненависти может разрубить только смерть.

В России постановки Стриндберга, который сам страдал нервными расстройствами, — это всегда истерика, и нынешняя премьера — не исключение. На протяжении почти всего действия персонажи не сдерживают эмоций. Умиротворение наступает только в одной сцене — как ни странно, в финале, когда сын поджигает дом и готовится сгореть вместе со всей семьей, а мать выбрасывается из окна. Брат с сестрой под спокойную музыку, обнявшись, погибают в огне. И наконец становится совсем тихо.