Москва
Москва
Петербург

Пульс

u u u u u Мнение редакции
Автор:
Сборник рассказов о любви и сложностях расставания с любимым человеком Джулиан Барнс посвятил жене.
Кто до сих пор уверен, что Джулиан Барнс — писатель «от головы», что книги его скроены по безупречным лекалам и в них холодно и неуютно всякому чувству, пусть прочтет новый сборник рассказов. И перед ним в полный рост встанет совсем другой Барнс: веселый, печальный, ироничный, мудрый и очень человечный. Возможно, все дело в малой форме. Возможно, роман требует четкой концентрации всех интеллектуальных сил, а новелла выходит легкой, как вдох-выдох.

Возможно, после смерти любимой жены Пат (кстати, книга посвящена именно ей) Джулиан Барнс переменился, и что-то в нем вырвалось на поверхность. В год ее смерти он выпустил книгу «Нечего бояться» о том, что ждет бездетного атеиста по ту сторону бытия. Несмотря на оптимистичное название, по тексту — от первой буквы до финальной точки — видно, что его автор боится смерти. Три года он ничего не писал, а теперь выпустил сборник рассказов. И вдруг оказалось, что проза Барнса приобрела не только безупречную форму, но и невероятную эмоциональную глубину.

Вы хотите про нежную робкую любовь двух побитых жизнью немолодых людей? Получите рассказ «Восточный ветер», в котором сорокалетний разведенный риелтор и никогда не бывавшая замужем официантка поначалу так ошарашены близостью друг к другу, что даже не могут заняться сексом, и в первое свидание решают полежать рядышком просто так, «калачиком». Две совсем уже пожилые дамы-писательницы в рассказе «Переспать с Джоном Апдайком» говорят друг другу в глаза комплименты, не без удовольствия подмечают недостатки и промахи, которые каждая их них допускает, но где-то в глубине души понимают, что кроме друг друга больше никому не нужны и не интересны. Поэтому шутливые подколы, вроде совета написать мемуары про бурную молодость, они пропускают мимо ушей и многое друг другу прощают.

Рассказ «Вторжение» тоже про парность, про то, как даже очень самодостаточный человек, буквально помешанный на длительных пеших прогулках, нуждается в том, чтобы кого-то опекать и наставлять на путь в буквальном и переносном смысле слова.

Все рассказы первой части книги перемежаются историями-диалогами из жизни одной семейной пары, к которой приходят гости. Они напиваются и начинают вести пьяно-остроумную беседу. И тогда становится понятно, что Барнс полностью разделяет сентенцию Мандельштама, что всякая семья держится на слове, на цитате, на разговоре. Рассказы второй части сборника не так легко укладываются в готовую схему. Нельзя сказать, что они, мол, об одиночестве или о детстве, хотя детская тема в них не последняя.

Но, наверное, все-таки они о том же, о чем и первая часть, — о семье. «Чего мы ищем в своей второй половине? Душевного родства или различия? Душевного родства в сочетании с различием, различия, но в сочетании с душевным родством? Дополнения к себе?» — задается вопросом Барнс в рассказе «Пульс», где описана та же ситуация, которую он недавно пережил сам, — расставание с близким человеком. Но не отвечает на него. Вместо ответа он объясняет, что бывает, когда этот близкий уходит: «Раньше он думал: чтобы начать расставание, надо перенестись назад. Думал, что можно утолить тоску, возвратившись туда, где они былисчастливы, а если не утолить, то хотя бы поторопить, слегка подтолкнуть к порогу. Но взять над ней власть невозможно. Тоска сама забрала над ним власть. И он готовился в последующие месяцы и годы еще многому от нее научиться. А это был только первый урок».
13 октября 2011,
Пульс
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация