Другое искусство Москва. 1956-1988

О книге

Гроссбух выглядит нарочито скромно, как канцелярская подшивка документов; информация подается почти бесстрастно, без учета происшедшей в следующие годы переоценки ценностей.

Более десяти лет назад книга с почти таким же названием уже выходила: двухтомник "Другое искусство. Москва. 1956-1976" издавался в 1991-м к выставке в Третьяковской галерее и Русском музее. Тогда, на волне бурного интереса к отечественному неофициальному творчеству, богато иллюстрированные записки из подполья пользовались феноменальным успехом.

Теперь исправленная и сильно дополненная хронология из того заветного издания (уже без иллюстративно-каталожной части и биографий) выходит вновь: четыре сотни страниц ценных сведений о том, кто, где, когда и как на протяжении более тридцати лет действовал, выставлялся, участвовал, состоял, передвигался и умирал. Гроссбух выглядит нарочито скромно, как канцелярская подшивка документов; информация подается почти бесстрастно, без учета происшедшей в следующие годы переоценки ценностей. Чтобы вспомнили, что было почем, деяния героев вчерашних дней оттеняет суровый исторический фон: в подборке помимо прочего обозначены некоторые особо повлиявшие на развитие искусств политические события, диссидентские демонстрации, посадки и высылки.

Хроникой авторы не ограничились: сухие факты и фотографии дополняют рассчитанные на массового читателя подробные воспоминания художников и других участников процесса о том, как молоды они были, как искренне любили, ненавидели и верили в себя. А вот специалистов авторы хронологии обидели - многие комментарии даются без ссылок на источники: невозможно понять, где, когда и кем они были написаны и напечатаны.