Москва
Москва
Петербург

11 шедевров Караваджо в Пушкинском

Никогда раньше картины итальянского гения не вывозили с его родины в таком количестве.
Случаются — и даже в современной России — выставки, чудесные одним своим существованием. Рекламный лозунг «Никогда раньше столько работ Караваджо не покидали его родину» даже не кажется прямолинейным: получить одиннадцать произведений Караваджо (учитывая, что сохранилось их по всему миру примерно восемьдесят) при нынешнем состоянии отечественных музеев — редкое счастье. Потому даже среди множества замечательных плодов Года Италии в России собранная в величайших итальянских музеях выставка шедевров, представляющих гений Караваджо во всех периодах его развития, стоит особняком. В Москве покажут и одну из самых ранних известных картин — «Мальчика с корзиной фруктов» из Галереи Боргезе, — созданную в годы, когда юный Караваджо писал цветы и фрукты для модного художника Джузеппе Чезаре, и потрясающее «Положение во гроб» из Ватикана, и проникновенный вариант «Ужина в Эммаусе» хранящийся в миланской Галерее Брера, и совсем позднее «Мученичество святой Урсулы» из Неаполя.

Идеалы классической красоты и гармонии были чужды страстной натуре Караваджо, но за картины потрясающей силы меценаты, публика и даже служители церкви прощали и странности характера, и склонность к экспериментам. Хотя понять, отчего одни картины отвергались заказчиками, а другие принимались, подчас невозможно. Так, фантастическое «Обращение Савла» — с освещенной нездешним светом лошадью в центре композиции и вываливающимся к ногам зрителей пораженным гласом с небес будущим апостолом Павлом, — как известно, второй вариант картины. И получился он еще более далеким от канонов, чем первый. Видеть шедевр в Москве — особая удача: в римской церкви Санта Мария дель Пополо его не очень удобно рассмат ривать.

Караваджо не следовал правилам ни в жизни, ни в искусстве — тащил в картины немытый плебс с улиц, убедительно изображавший не только блудниц и мытарей, но и заглавные фигуры священной истории. Его жизнь была так же драматична, насыщена контрастами, полна падений и прозрений, неожиданных поворотов, как и картины, — или наоборот. Обвинение в убийстве было лишь одним из многих, бурный нрав и дурные привычки часто приводили Караваджо в суд, несколько раз ему приходилось бежать, благо раздробленность Италии позволяла осесть недалеко и ненадолго — до следующих неприятностей. Все это привлекает к итальянскому гению внимание тех, кому сложно оценить его творческие достижения, — не всякому художнику удается прожить жизнь так, чтобы в его байопике было место действию, а не только обычным в то время для творцов по найму перемещениям из Милана в Венецию и Рим, оттуда на Мальту, на Сицилию, и умереть при таких же загадочных, как и вся его жизнь, обстоятельствах.

На фото: Караваджо. «Ужин в Эммаусе»
21 ноября 2011,

Персона

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация