Руслан и Людмила
Режиссер/Постановщик
Дмитрий Черняков

О спектакле

Одна из главных русских опер в очень необычной трактовке, заслужившей самые противоречивые отзывы.
Про этот спектакль говорили примерно столько же много, как когда-то про «Детей Розенталя» Леонида Десятникова с либретто Владимира Сорокина — как часто случается в Большом театре, скандал вокруг премьеры создал такую пену, что о самой премьере несколько забыли. В преддверии «Детей Розенталя» перед Большим сжигали непонятные люди сорокинские книжки в унитазе — сейчас столь же непонятные люди исправно кричали каждый вечер с галерки и из лож «Позор!» и «Вон со сцены!». Теперь, когда страсти немного улеглись, в Большом, надо думать, все станет поспокойнее — и тогда более вменяемая и нормальная публика (на премьерной серии в основном отметились великосветский бомонд и протокол) сможет прийти и рассмотреть, что такого уж ужасного и вызывающего поставил Дмитрий Черняков

«Руслан» ничуть не более радикален, нежели любой другой спектакль Чернякова или вообще любой спектакль, поставленный на просторах центральной Европы. Общественность, оравшую почему-то певцам «Вон со сцены!», вероятно, возмутила сама возможность «перечитать» текст Пушкина и Глинки на современный лад — ну так никто и не обещал детского утренника, сафьяновых сапог и расшитых фальшивым жемчугом кафтанов; дирижер-постановщик Владимир Юровский честно предупреждал, что спектакль будет не для детей, а для взрослых. Да, образ русской оперы-девственницы решительно отверг нут — но и в юношеском опусе Пушкина есть такие скабрезные пассажи, которые в цензурных изданиях опущены. Тем, кто предпочитает держаться за свои привычные представления о «Руслане» как о сусальном прянике, на этот спектакль идти, конечно, не стоит. Тем, кто никогда не слышал оперу Глинки или в детстве сбежал с нее после второго антракта (все-таки четыре часа музыки, как ни крути), — идти обязательно: вместе Дмитрий Черняков и Владимир Юровский подали ее как захватывающий приключенческий роман. И в нем главными героями являются не массажист Гоша, попугай Кеша, ездящие на роликах девушки легкого поведения или натурщицы с голыми сисями — а о них пресса писала в первую очередь, — а все-таки те, кому за четыре часа предстоит пройти через придуманные для них испытания, чтобы доказать — любовь существует. 

Помимо режиссерской концепции и красивой сценографии постановка хороша еще своими актерскими и вокальными работами —  причем здесь сильны оба состава. Владимир Юровский подает Глинку в более камерном, тонком ключе, нежели это делали его предшественники, — автор «Руслана» кажется не предтечей Чайковского и Римского-Корсакова, а скорее наследником Беллини и Доницетти. Одним словом, этот спектакль стоит увидеть и услышать прежде, чем в блогах и на форумах присоединиться к толпе его поклонников или хулителей.