Горбунов и Горчаков

О спектакле

Никита Ефремов и Артур Смольянинов в диалоге двух обитателей психушки — логика и мечтателя. Постановка Евгения Каменьковича по Бродскому.

Во время выборов (даже таких, как наши, потешных) принято говорить о политике. Дебаты по ТВ, спекуляции на сцене. Если эту кампанию нельзя использовать по назначению (то есть чтобы изменить жизнь), то почему бы не употребить ее в рекламных целях, хотя бы себя самих, например. Или попробовать понять, как сосуществование с противной твоей природе системой влияет на твою жизнь.

Режиссер Евгений Каменькович, который любит и умеет переводить на язык театра совершенно не сценичные тексты («Венерин волос» Шишкина, например, или «Улисс» ), на этой неделе выпускает премьеру по поэме Иосифа Бродского «Горбунов и Горчаков», которую он писал с 1965-го по 1968-й, после того как дважды побывал в психушке. Не политическое, а человеческое, духовное противостояние непреодолимому, казалось бы, давлению системы выразилось в неостановимом диалоге двух обитателей психушки. Один — мечтатель, другой — логик. Принято вычитывать в этой поэме диалог Христа и Иуды. Для Каменьковича это скорее Моцарт и Сальери. Главные роли играют Никита Ефремов и Артур Смольянинов. Бродский вспоминал, что самое сильное впечатление в психушке на него произвело деформированное пространство: не специально ужасное, а каких-тo нечеловеческих пропорций. Каменькович пригласил выпускников своей и Дмитрия Крымова экспериментальной мастерской РУТИ-ГИТИСа, в которой вместе учились режиссеры и художники. Александра Дашевская, Валентина Останкович и Филипп Виноградов выстроили стерильное, абсолютно белое, неживое пространство, в котором человек выглядит подопытным и беззащитным.