Рецензия на фильм Опасный метод, отзывы критиков о кинофильме A Dangerous Method, все актеры | Time Out
4.0/5

Опасный метод (2011 год)

A Dangerous Method

Страна
Германия
Режиссер/Постановщик
Дэвид Кроненберг
Длительность
93 мин.
Премьера в мире
01 января 2011 г.

О фильме

Историческая драма об отцах-основателях психоанализа — Юнге и Фрейде и их непростых отношениях с красивой пациенткой, страдающей садомазохизмом (Кира Найтли).

Актеры

Рецензия на фильм

17 августа 1904 года. В швейцарскую клинику, где практикует молодой доктор Карл-Густав Юнг (Майкл Фассбендер), привозят новую пациентку — Сабину Шпильрейн (Кира Найтли), еврейскую девушку родом из Ростова-на-Дону. Красавица гримасничает, брыкается и кричит — и непонятно, что со всем этим делать. Однако Юнгу, изобретающему новый метод работы с больными, удается излечить девицу (Сабина садомазохистка, и в курс придется включить порку). Вдохновленный успехом Юнг вместе с мечтающей стать психоаналитиком пациенткой едет в Цюрих, где знакомится с профессором Фрейдом (Вигго Мортенсен) и его не менее прогрессивными методами. Дальше каждый начнет тянуть в свою сторону: Фрейд — все сводить к сексу, Юнг — ударяться в мистицизм, а Сабина — воспевать деструкцию. При этом отношения между троими все больше запутываются. Каждый, кто хоть сколько-нибудь знаком с психоаналитическими теориями, скажет, что в любой биографии, будь она даже авторской, всегда много вымысла. Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что «Опасный метод», поставленный Дэвидом Кроненбергом по пьесе Кристофера Хэмптона, куда больше говорит о своих авторах, чем о создателях главной революционной теории ХХ века. Да, у психоанализа действительно было не только два отца, но и одна мать. Сабина Шпильрейн разработала тему «деструкции как причины становления» и стала любовницей Юнга. Однако же и болезнь Шпильрейн, и ее причины были совсем иными, да и отношения между Сабиной и ее учителями были куда сложнее, чем это показано в фильме. Ничего удивительного: Хэмптон, автор пьесы «Полное затмение» о Рэмбо и Верлене, конечно, попросту не смог не воспользоваться удачной коллизией, чтобы в очередной раз показать великих мира сего «малыми и мерзкими»: три знаменитости, запутанные отношения, редкие перверсии. Ну, а Кроненберг, для которого слово «кошмар» вполне могло бы стать вторым именем, — пройти мимо пьесы, где героиню то и дело скручивает в узел физически, а всех героев, включая эпизодических, — ментально. К счастью, в «Опасном методе» есть нечто большее, чем порки полуобнаженной Киры Найтли с последующими рыданиями Майкла Фасбендера на коленях у тайной возлюбленной. Новый фильм Кроненберга — не столько разговорная драма, сколько трагедия: история трех людей, предложивших ХХ веку новую систему координат, но продолжающих, несмотря на все усилия, жить в старой. Юнг и Шпильрейн в своих пророческих снах видят грядущую мировую войну, которой предстоит уравнять всех — женщин и мужчин, молодых и опытных, больных и здоровых. Переживая самое начало жуткого ХХ века, во многом ими же самими и созданного, все трое предчувствуют будущее — но продолжают, подобно самым тяжелым пациентам, упорствовать и мечтать. Кто о спасении человечества, кто — о карьере, а кто и просто, как все мы, — о любви.

Открыть рецензию

Кадры из фильмa

Фильм в коллекциях