Москва
Москва
Петербург

Человечество, стадия 2

u u u u u Мнение редакции
Автор:
Сборник эссе, рецензий, интервью и «рассуждений по случаю» Уэльбека, которые публиковались во французской периодике.
Новая книга Мишеля Уэльбека, хотя и выпущена им в 2009 году, строго говоря, новой не является: все опубликованные в ней эссе, рецензии, интервью и «рассуждения по случаю» на самые разные темы — от немого кино, поэзии Жака Превера и архитектуры до педофилии, Нью-Йорка и музыки Нила Янга — публиковались во французской периодике последних восемнадцати лет и частично собраны в книгах, уже известных русскому читателю: «Мир как супермаркет» и «Лансароте». Причем c (по меньшей мере) одной, сразу бросающейся в глаза трогательной разницей: программный текст, открывающий сборник 2002 года, вышедший в радикальном эстетском издательстве Ad Marginem, назывался «Жак Превер — идиот», а девять лет спустя он уже выходит в респектабельной «Иностранке» под названием «Жак Превер — мудак». Различие не то чтобы принципиальное, но заставляющее задуматься о быстротечности времени.

Но и без этого, как говорят французы, «пуанта» новейшая авторская книга одного из самых известных в мире неанглоязычных писателей современности любопытна, по крайней мере, по двум причинам. Первая и главная состоит в том, что, как это ни странно, в прямом публицистическом высказывании он оказывается проще и выглядит беззащитнее, чем в своих романах.

И это поразительно. Обычно в публицистике литератор, уже добившийся известности, позволяет себе «образованность показать»: щеголяет непроходимой эрудицией и изощряется в интеллектуальных словесных играх. Роман же всегда пишется «кровью собственного сердца», иначе он просто не получится. Но у Уэльбека все ровно наоборот. Он смело насыщает свои толстые романы целыми страницами философских рассуждений, обескураживающими порнографическими сценами, а то и фантастикой в духе киберпанка — и за всем этим живую боль и живые чувства (безусловно, присутствующие) разглядеть оказывается не всегда просто.

В коротких же, порою — на полторы странички, текстах Уэльбек прямо выражает то, что его мучает. «Прогресс в технике клонирования позволяет надеяться на наступление эпохи более надежного размножения и одновременно создает возможность для новых отношений между людьми — отношений странных, основанных одновременно и на различии, и на идентичности (сегодня они существуют, например, между однояйцовыми близнецами)». Более того: так же спокойно, «на пальцах» он объясняет, откуда берутся самые возмутительные, женоненавистнические и исламофобские пассажи из его романов. «Ницше, Шопенгауэр и Спиноза сегодня были бы недопустимы. Политкорректность, вернее, то, во что она сегодня превратилась, делает неприемлемой чуть ли не всю западную философию. Становится невозможно ни о чем мыслить, и чем дальше, тем больше. Это ужасно».

Ну а вторая причина, делающая этот сборник интересным, очень проста: с его помощью русский читатель может дождаться выхода последнего «настоящего» романа Уэльбека — «Карта и территория». Благо ждать осталось недолго — до конца осени.
29 августа 2011,
Человечество, стадия 2
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация