Человечество, стадия 2 | Time Out

Человечество, стадия 2

Человечество, стадия 2

О мероприятии

Сборник эссе, рецензий, интервью и «рассуждений по случаю» Уэльбека, которые публиковались во французской периодике.

Новая книга Мишеля Уэльбека, хотя и выпущена им в 2009 году, строго говоря, новой не является: все опубликованные в ней эссе, рецензии, интервью и «рассуждения по случаю» на самые разные темы — от немого кино, поэзии Жака Превера и архитектуры до педофилии, Нью-Йорка и музыки Нила Янга — публиковались во французской периодике последних восемнадцати лет и частично собраны в книгах, уже известных русскому читателю: «Мир как супермаркет» и «Лансароте». Причем c (по меньшей мере) одной, сразу бросающейся в глаза трогательной разницей: программный текст, открывающий сборник 2002 года, вышедший в радикальном эстетском издательстве Ad Marginem, назывался «Жак Превер — идиот», а девять лет спустя он уже выходит в респектабельной «Иностранке» под названием «Жак Превер — мудак». Различие не то чтобы принципиальное, но заставляющее задуматься о быстротечности времени.

Но и без этого, как говорят французы, «пуанта» новейшая авторская книга одного из самых известных в мире неанглоязычных писателей современности любопытна, по крайней мере, по двум причинам. Первая и главная состоит в том, что, как это ни странно, в прямом публицистическом высказывании он оказывается проще и выглядит беззащитнее, чем в своих романах.

И это поразительно. Обычно в публицистике литератор, уже добившийся известности, позволяет себе «образованность показать»: щеголяет непроходимой эрудицией и изощряется в интеллектуальных словесных играх. Роман же всегда пишется «кровью собственного сердца», иначе он просто не получится. Но у Уэльбека все ровно наоборот. Он смело насыщает свои толстые романы целыми страницами философских рассуждений, обескураживающими порнографическими сценами, а то и фантастикой в духе киберпанка — и за всем этим живую боль и живые чувства (безусловно, присутствующие) разглядеть оказывается не всегда просто.

В коротких же, порою — на полторы странички, текстах Уэльбек прямо выражает то, что его мучает. «Прогресс в технике клонирования позволяет надеяться на наступление эпохи более надежного размножения и одновременно создает возможность для новых отношений между людьми — отношений странных, основанных одновременно и на различии, и на идентичности (сегодня они существуют, например, между однояйцовыми близнецами)». Более того: так же спокойно, «на пальцах» он объясняет, откуда берутся самые возмутительные, женоненавистнические и исламофобские пассажи из его романов. «Ницше, Шопенгауэр и Спиноза сегодня были бы недопустимы. Политкорректность, вернее, то, во что она сегодня превратилась, делает неприемлемой чуть ли не всю западную философию. Становится невозможно ни о чем мыслить, и чем дальше, тем больше. Это ужасно».

Ну а вторая причина, делающая этот сборник интересным, очень проста: с его помощью русский читатель может дождаться выхода последнего «настоящего» романа Уэльбека — «Карта и территория». Благо ждать осталось недолго — до конца осени.

Билетов не найдено!

Закрыть