Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Уильям Кентридж «Пять тем»

Выставка оказалась одной из лучших этой осенью и вот-вот закроется. Если еще не видели видеоинсталляции Кентриджа на всевозможные темы, от вдохновения художника до сталинского террора, — поторопитесь.
На одном экране возникает лошадка, взбирается не без труда на тут же образовавшийся пьедестал, превращается в памятник, распадается на части. На другом тени граждан тащат сооружение, похожее на Башню III Интернационала Татлина, еще на одном — желтеет старыми газетными страницами информация о жутких политических процессах. Историю рождения и крушения новых форм, намеренную неустойчивость конструкций и всей жизни, помешанной на формотворчестве, Кентридж рассказывает как в первый раз, объединяя художественный авангард и политический общей абсурдной логикой, нашедшей идеальное воплощение во фразе «Я не я, и лошадь не моя», которую так часто использовали во время «большой чистки». И так называется перформанс, который устроит художник в рамках выставки 1 октября.

Уже показанная в «Гараже» на прошлой биеннале видеоинсталляция по мотивам оформления оперы Шостаковича «Нос» — лишь пятая тема большой выставки, организованной Музеем современного искусства Сан-Франциско два с половиной года назад, с тех пор объехавшей полмира, демонстрировавшейся в том числе в Музее современного искусства Нью-Йорка, венской Альбертине, амстердамском Стеделик Музее. Теперь можно посмотреть проект целиком.

Начинается история, выстроенная в хронологическом порядке, охватывающая практически все важные сюжеты, которыми Кентридж занимался, с темы «Художник в студии». На семи экранах мы наблюдаем, как рисунок генерирует видео, изображение возникает и стирается, путаясь в самом себе, втягивая зрителя в творческий процесс, обнажая метод художника, считающего рисунки лишь чертежами для проекций, его способ видеть и воспроизводить мир. Вторая и третья темы балансируют между вымыслом, сатирой и политическими реалиями апартеида, четвертая посвящена оформлению «Волшебной флейты» Моцарта, оказавшейся поводом для разговора о колониализме с помощью сложной системы проекций, а также для того, чтобы в экспозиции появился почти настоящий театрик.

Политические рассуждения Кентриджа экспрессивны, напряженны и зрелищны. Легкость, с которой он препарируети интерпретирует захватанную множеством грубых лап ткань истории, поражает не меньше, чем исключительная изобретательность южноафриканского художника. Он лихо сочетает рисунок, гравюры, видео, теневой театр, различные эпохи, изображение и музыку — так что его захватывающие представления можно и просто смотреть, не задумываясь о смыслах, получая удовольствие от удивительных превращений предметов и фигур. А что еще делать тем, у кого не болит сердце за все проблемы человеческие?

24 августа 2011,

Персона

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация