Москва
Москва
Петербург

Возвышение и падение города Махагони

Teatro Real представляет в Москве музыкальную редкость — оперу Курта Вайля о беглых преступниках. Дирижирует Теодор Курентзис.
Визит одного оперного театра в другой театр — событие по сегодняшним понятиям почти беспрецедентное: как писал еще пятьдесят лет назад легендарный глава Metropolitan Opera Джордж Бинг, «гастроли — это альбатрос, вцепившийся в шею директора оперного театра», и с этим утверждением не поспоришь. Транспортировать из точки А в точку Б четыре сотни людей, кучу оборудования и декорации — задача невероятной сложности и страшно дорогостоящая, посему в последние два десятилетия оперные театры гастролируют все меньше и меньше. Но если уж выезжают — то по особенному поводу.

Таким поводом стал для мадридского Teatro Real перекрестный год «Россия – Испания» — московский Большой еще прошлым летом показал в испанской столице своего «Евгения Онегина», и теперь интендант Teatro Real, достославный Жерар Мортье, опекающий лучших российских дирижеров, певцов и режиссеров, решился на ответный визит. Но если Большой привозил в Мадрид «наше все» — едва ли не самую запетую и заигранную русскую оперу, то испанские гости попотчуют настоящей редкостью мирового значения — оперой Курта Вайля «Возвышение и падение города Махагони».

Автор бессмертной «Трехгрошовой оперы», поставленной в театре Бертольта Брехта и на его же сюжет, в Москве известен, мягко говоря, плохо. Высоколобое музыковедение Вайля, по большому счету, и за серьезного автора не считало — тот факт, что «Трехгрошовая опера» эксплуатирует стилистику кабаре, поставил в глазах ученых мужей на композиторе жирный крест. Между тем Вайль — один из самых самобытных авторов Германии донацистского периода (в период власти Гитлера он благополучно эмигрировал в США, где переквалифицировался в автора мюзиклов) и не так прост, как кажется. В любом случае, в последние годы музыкальные театры все чаще и чаще проявляют интерес к его сценическим опусам, и «трех грошей» им явно мало. «Махагони» — несколько сюрреалистическая, с криминально-философским уклоном, драма о беглых преступниках, которые построили посреди пустыни город — в котором нет законов, все дозволено (главное — соблюдать четыре принципа: есть, любить, драться и пить), бал правят люди, у которых карманы набиты деньгами, а единственный грех и преступление — денег не иметь. Этот лихо закрученный (и инспирированный Брехтом) сюжет не менее лихо поставлен испанцами Алексом Олье и Карлушом Падриссой — участниками нашумевшей театральной группы La Fura dels Baus. Жерар Мортье, в свою очередь, позаботился о первоклассном составе — Вайля поют такие певцы, как Уилльярд Уайт, Джейн Хеншель, Эльжбета Шмитка, Михаэль Кениг. За дирижерским пультом — хорошо, даже слишком хорошо знакомый местным меломанам Теодор Курентзис. В общем, присутствуют все слагаемые для с толком проведенного вечера в опере — а учитывая то, что город Махагони по всем внешним признакам напоминает Первопрестольную в ее сегодняшнем виде, в выборе для гастролей именно этого произведения можно усмотреть определенное лукавство.
24 августа 2011,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация