Винсент

О спектакле

Двадцать фантазий на темы картин Ван Гога в исполнении Марии Александровой и Геннадия Янина — только один вечер в сентябре.
Имя хореографа держат в секрете — на афишах написано «Джон Доу», а этим славным словосочетанием, как мы знаем из полицейских сериалов, в Америке обозначают неопознанные трупы. То есть у авторов этого проекта — и известных, и прячущихся под псевдонимами (сценограф — Арт Уилер) — по крайней мере есть чувство юмора, а это великое дело. Имя композитора известно — музыку написал Григорий Варламов — и неизвестно одновременно: только что окончивший консерваторию сочинитель еще ничем не успел прославиться. Зато исполнители вполне знамениты: приму Большого Марию Александрову и солиста того же театра Геннадия Янина знает каждый зритель, хоть немного интересующийся классическим танцем.

Александрова — пламень, атака, яростный жест, исполненный притом королевского величия. Янин — комический дар, смена улыбчивых масок, за которыми скрывается сильный и не слишком добрый характер. Александрова — по праву первая из московских балерин — в театре чуть отодвинута в сторону прибывшей из Петербурга Светланой Захаровой; Геннадий Янин, долго бывший «вторым человеком» в балете Большого (он заведовал труппой при двух худруках), весной эту должность потерял, став снова только танцовщиком. Совместный проект — как декларация независимости. На карту поставлено очень многое.

За семьдесят пять минут спектакля (он идет без антракта) балерина и танцовщик примеряют двадцать ролей, показывают двадцать фантазий на темы картин Ван Гога. Сквозь эти зарисовки они пробуют увидеть самого печального гения, писавшего красные виноградники в Арле и желтые поля с воронами и, по легенде, откромсавшего себе ухо опасной бритвой. При этом персонажи разных картин вступают в диалог, существуют на сцене одновременно — так, как это, вероятно, происходило в голове великого безумца.

В качестве увертюры к балету выбран «Лунный свет» Дебюсси (вживую, и спектакль будет идти с живой музыкой, ее обеспечат струнный квартет и пианист Никита Мндоянц). Покажут «Винсента» всего один раз, при этом у него статус «предпремьеры» — «главная» премьера грянет в декабре в Нидерландах. Дело в том, что промоутером балета выступает голландская компания GEA, которая затем повезет постановку в трехлетний тур. А в Москве представляет этот спектакль итальянский модный дом Raschini, и потому билеты можно приобрести в его бутиках (на Никольской улице и на Новинском бульваре). Понятно, что когда-то балет вернется и его снова станцуют в Москве (Александрова-то не собирается увольняться из Большого, слава богу) — но когда, сейчас не могут сказать даже сами танцовщики и их менеджеры. Так что лучше событие не пропускать.