Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Кандинский и «Синий всадник»

Участники: Василий Кандинский, Пауль Клее, Франц Марк
Ослепительные работы самого Кандинского вместе с малоизвестными произведениями его соратников — впервые в России.
«Синий всадник» — гордость немецкого искусства, Ленбаххаус — лучшее собрание произведений художников, превратившее виллу титулованного художника Ленбаха, позднее — скромный музей «мюнхенской живописной школы» — в место паломничества поклонников чистой экспрессии, ярких красок, знаменитых имен — в первую очередь Василия Кандинского и Франца Марка. Возникнув в 1911-м, всего за пару лет группа успела сделать несколько выставок и выпустить альманах, обозначивший важнейшие для ХХ века проблемы: духовной роли искусства, связи изобразительного творчества с музыкальным, освобождения цвета, свободы формотворчества. Основателей группы, обязанной своим названием духовным качествам синего цвета и страсти к лошадям, Первая мировая война довольно быстро развела по разные стороны — немец Марк погиб на фронте в 1916-м, русский Кандинский прожил долгую жизнь, переезжая из одной охваченной революцией и войной страны в другую, а ждавшая его всю жизнь Габриэла Мюнтер подарила все, что сохранила, Ленбаххаусу.

Название выставки ясно дает понять: Кандинский никак не часть «Синего всадника», а главное достояние группы. Его произведения составляют больше половины выставки; его история, где другие художники играют роль важного, принципиального, но все-таки только окружения, без которого все могло бы сложиться совсем иначе, рассказана подробнее всего — от скромных, ничем не примечательных символистских вещей до потрясающих свободой и мощью шедевров. Небольшая — чуть более шестидесяти полотен — экспозиция устроена просто, без дизайнерских и кураторских затей: пойдешь направо— упрешься в живопись респектабельного портретиста Ленбаха, коротко пересказанную предысторию музея. Пойдешь налево — через череду портретов и пейзажей дойдешь до главных сокровищ выставки — зала лучших зрелых работ Кандинского. Сравнить с ними можно лишь ослепительно-желтого тигра и роскошных, вырвиглаз коров Франца Марка. Другие участники легендарной группы представлены скромнее — лишь небольшая картина Пауля Клее твердо обозначает исключительную позицию художника и в группе, и в будущей истории искусств.

В Москву в столетний юбилей группы выставка попала почти случайно — так сложились вынужденные, по случаю реконструкции родного здания, европейско-японские гастроли. И могли они поставить «Всадника» в непростое положение — рядом с очередью на выставку Дали, по соседству с современниками из «Парижской школы», — если бы не исключительное качество выставки, не сила Марка, не ослепительные работы Кандинского, который так вовремя покинул родину.
7 октября 2011,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация