Гала-концерт артистов Национального балета Кубы
Художественный руководитель
Алисия Алонсо

О событии

Театр из Гаваны танцует в Большом в честь своего художественного руководителя и основателя труппы — Алисии Алонсо.

Даме девяносто лет, у дамы колоссальные проблемы со зрением, но никаких проблем с головой и с творческой волей — она руководит театром жестко и разумно, и Национальный балет Кубы продолжает оставаться питомником замечательных виртуозов. Другое дело, что виртуозы эти периодически сбегают в Штаты и в Европу — но тут уж не дама виновата. Впрочем, кто уехал — тот уехал; те же артисты, что пока не бросили свою небогатую страну, приезжают в Москву на один вечер, чтобы станцевать в честь своего худрука.

Между Алисией Алонсо и понятием «кубинский балет» можно смело ставить знак равенства: она основала труппу (70 с лишним лет назад) и отредактировала всю классику, что идет в этом театре. Главный признак редактуры Алонсо — увеличение сложности: если в спектакле Петипа герой должен два раза обернуться вокруг своей оси, в Гаване в тот же временной промежуток он обернется шесть раз и еще подпрыгнет. Обладающие природным темпераментом кубинцы этому только радуются.

Программа московского концерта состоит в основном именно из классики. Первыми на сцену выпускают балерин — «Большой па де катр» знакомит нас с четырьмя примами из Гаваны: Садаиз Аренсибиа, Виенгсей Вальдес, Анетт Дельгадо и Янела Пиньера. В основе сюжета — та же легенда о балете для четырех парижских прим, сочиненном полтора века назад Жюлем Перро, что легла в основу хорошо знакомого нашим театралам «Па де катра» Антона Долина. Та же показная доброжелательность артисток к коллегам и скрытая скрежещущая ревность; и, конечно, любой балетоман вспомнит анекдот о том, как парижанки перессорились, решая, кто получит последний (самый почетный) выход, а Перро с наигранной наивностью предложил отдать эту партию самой старшей из них.

Кубинцы смело привозят в Москву русскую классику. Белое адажио из «Лебединого озера» будут танцевать Садаиз Аренсибиа и Ариен Молино, па-де-де из «Дон Кихота» — Виенгсей Вальдес и Алехандро Виреллес, в позабытой в России «Волшебной флейте» Льва Иванова выйдут Анетт Дельгадо и Дани Эрнандес. Но не забывают гастролеры и о национальных достопримечательностях — нас ждут «Гром и молния» в хореографии Эдуардо Бланко и «Фиеста Креолы» — ее Алонсо сочинила специально для участников этого гала. Музыка принадлежит Луи Моро Готтшалку, что знаком балетоманам по баланчинской «Тарантелле», — то есть можно ожидать вещицу вполне зажигательную. А хозяева вечера — принимающий гостей Большой театр — по такому случаю покажут фрагмент из «Карменсюиты». Альберто Алонсо (брат мужа балерины) полвека назад поставил ее для Майи Плисецкой — а вернувшись в Гавану, сделал новую версию для своей великой родственницы. Теперь в ролях Кармен и Хозе должны выйти Светлана Захарова и Андрей Уваров — то есть прием планируется на самом высоком уровне.