Москва
Москва
Петербург

Хоксмур

u u u u u Мнение редакции
Автор:
Старый роман Питера Акройда — постмодернистский детектив с религиозным уклоном.

Есть фигуры, про которые все знают, что они великие, но когда дело доходит до подробного изучения, то вдруг оказывается, что кумира там и тут слегка поел жучок. Например, все знают, что Милорад Павич — классик литературы ХХ века. Однако если «Хазарский словарь» стал внушительной плитой в мощеной дороге литературы постмодернизма, то последние несколько его книг воспринимались уже скорее как факт истории литературы. Времена за окном сменились, и игры в гипертекст, откровенно говоря, всем надоели.

То же и с Питером Акройдом. Его знаменитая документальная проза — биография Лондона, биография Темзы — воспринималась как новейшее, которому прощались некоторые огрехи. Сейчас новизна пропала, а недостатки колют глаз. У Питера Акройда главных недостатков два. Первый — он и правда зануда. Второй — он не умеет писать финалы.

Роман «Хоксмур» Акройд написал в 1985 году. То есть после «Завещания Оскара Уайльда» и задолго до «Дома доктора Ди». И идея его, хотя и абсолютно постмодернистская, но сложна и красива. Писатель решил показать, что время нелинейно. Что оно живет по каким-то своим внутренним законам параллелей. Чтобы это доказать, Акройд выстраивает систему двойников. Николас Дайер (его прототипом выступил знаменитый зодчий Николас Хоксмур), которому в начале XVIII века была вверена постройка шести церквей в Лондоне, выступает двойником детектива Скотленд-Ярда, которого как раз зовут Николас Хоксмур. Дайер, будучи последователем странного, чуть ли не сатанинского культа, в основание своих церквей закладывает человеческую жертву. А спустя 250 лет неподалеку от каждой из этих церквей совершается по убийству, за расследование которых и берется детектив Хоксмур.

Но вот беда, Акройд так увлекся языковыми играми, что почти совсем забросил сюжет. В одном из своих интервью он признался, что главной задачей в этом романе для него было показать разницу между богатым и сочным языком XVIII века и скучным и стертым — ХХ-го. И действительно, записки Дайера, из которых мы, собственно, и узнаем обо всем, что с ним происходит, написаны так, что даже в переводе не теряется их колорит. Однако в результате получился скучный роман, потому что Акройд не докрутил детективную интригу (убийства есть, следователь есть, а расследования нет) и не знал, что делать со своими героями дальше.

Это, кстати, не первый и не последний роман Акройда, который он не знает, как закончить. Биограф Лондона — автор статичных конструкций. Ему свойственно придумывать красивые схемы. Но ведь роман — история динамичная, он должен с чего-то начаться, куда-то двигаться и чем-то закончиться. Так что есть единственный способ получать удовольствие от романов Акройда — любоваться ими как инсталляциями.

21 июня 2011,
Хоксмур
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация