Москва
Москва
Петербург

Ночное существо. Внутри. Любовные истории. Откровения

Участники: Alvin Ailey American Dance Theater.
Труппа Элвина Эйли - самый знаменитый афроамериканский балет. Из бедности, казалось бы бесперспективной, Эйли добился успеха и известности благодаря своей любви к танцу.

В 1931 году — безотцовщина, сын семнадцатилетней черной девчонки, занимавшейся поденной работой в Техасе; в 1942-м — одиннадцатилетний оборвыш в Лос Анджелесе, проводящий больше времени на улице, отбивая степ, чем в какой-никакой школе. Но школа все же сыграла в его жизни важную роль — там устроили культпоход на гастролирующую в городе компанию Ballet Russe de Monte Carlo. Судьба Элвина Эйли была решена — он захотел учиться танцам. Затем работал в мюзиклах — а в 1958-м собрал собственную компанию. Вот эту, что сейчас к нам приезжает, — на сегодняшний день самый знаменитый афроамериканский балет США. Первый и последний раз на гастролях в Москве он был сорок лет назад.

Эйли (которого уже нет на свете, труппу ведут ученики и последователи) ставил своей целью соединить уроки классического танца, природную пластику афро-американцев и витальность черной музыки. Это ему удалось — и в двух программах, что будут показаны в Москве, лучшими остаются спектакли именно основателя театра.

«Крик» — это женское соло, экспрессивный выплеск отчаяния и протеста; скорее против судьбы, подарившей матери танцовщика бедность и долгую боязнь белых, чем против каких-то конкретных людей. И это единственная вещь, в которой столько горечи — остальные работы, напротив, полны чувства, что «Бог заботится о нас». Так, в «Откровениях», сочиненных на музыку спиричуэлс, священник ведет верующую — буквально ведет, поддерживает, когда она начинает падать, и становится ее основой, ее трамплином в стремлении ввысь. Вот соло танцовщика — гимн выпрямлению, обретению мужества. Вот воскресное сборище празднично одетых черных леди — все в желтых платьях, все с веерами, все сплетничают (суетливые, куриные движения), мгновенно сталкиваются и добродушно отступают. Во всем этом столько витальности и столько бытовой, ежедневной радости — спиричуэлс не предполагает никакого надрыва, ведь после страданий всех ждет Царствие Небесное. И эти клушки с веерами, и суровый пастырь равны; все — братья и сестры. И пафоса в этом балете тоже никакого нет — типа вот так у нас просто с небесами сложилось, и все.

Просто сложилось и с артистической судьбой: «Ночное существо» (хотя правильнее было бы перевести «Создания ночи») — это такая зарисовка артистической жизни, стремления к славе и не утихающей надежды на успех. Балерины и танцовщики крадутся на полусогнутых мягких лапках, выстраиваются в линейку, где руки оказываются на поясе то предыдущего партнера, то последующего, и мягко наплывают толпой на зрительный зал — ну точь-в-точь как в мюзикле «Кошки». Никаких творческих мучений, одна интонация: радуйся!

Последователи Эйли выбирают те его мотивы, что наиболее им близки, — и Роберт Баттл сочиняет мрачноватую экспрессивную «Охоту», а Кристофер Хаггинс — бодрого «Помазанника» на музыку Moby. Труппа верно следует стилю и по-прежнему полна энергии — но все же хорошо, что они привозят работы самого Эйли. Он, знаете ли, живее всех живых.

17 июня 2011

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация