JapanCongo - Фото №0
JapanCongo - Фото №1

О событии

Работы конголезских и японских художников в аранжировке Карстена Хеллера.

Противоположности не всякий раз сходятся сами с собой. Иногда их соединяют в странные коктейли — и тут личность куратора не менее важна, чем изначальные ингредиенты, какими бы замечательными они ни были. А предлагаемые обстоятельства заинтересовали художника Карстена Хеллера лишь после того, как выяснилось, что итальянский фотограф, бизнесмен, основатель собственного одежного бренда и суперсовременной морской лаборатории коллекционер Жан Пигоцци к своему (считающемуся одним из лучших в мире) собранию африканского искусства добавил работы японцев — знаменитых, как более чем откровенный фотограф Набуеси Араки (его выставки редко обходятся без табличек «Детям до 16 не рекомендуется»), и начинающих.

Идея объединить в одну выставку дошедших до края технологических открытий и придерживающихся вполне себе консервативных, местами — просто примитивных, взглядов на искусство художников может показаться диковатой кому угодно, только не Хеллеру — любителю острых блюд и неожиданных сочетаний. Так что новая затея кажется продолжением, пусть и совсем на другом материале, его лондонского Двойного Клуба, поделенного на части — конголезскую и западную, музыкальную и съедобную. Москве Хеллер тоже известен сложносочиненной работой, собранной из разных материалов, — галлюциногенными грибочками, которые относительно недавно демонстрировал тот же «Гараж».

На выставке, премьера которой состоялась в le MAGASIN в Гренобле (а после Москвы она переедет в Милан, в Палаццо Reale), Хеллер стремился соединить японцев и конголезцев в равных частях, но азиатских художников представлено почти в три раза больше, чем африканских, и техники у них разнообразнее, и имена звучат привычнее. Зато выставленные на кривой, под стать кустарным способам производства самих произведений, стене граждане Республики Конго берут простотой выражения и ясностью сюжета. На противоположной прямой, как стрела, стенке мерцают персонажи манги, скульптуры из переработанных материалов, мультимедийные инсталляции, знакомые анимешные лица ушедшей вперед цивилизации. А чтобы культурные различия не казались слишком принципиальными, Хеллер обнажает изнанку выставочных конструкций — единую для граждан разных стран: зритель может двигаться вдоль них, не обращая внимания на экспозицию.