Денис Осокин «Овсянки»
О мероприятии
Тайная цивилизация в прозе лауреата Венецианского кинофестиваля
Экспериментальная литература с ее в данном случае буквально птичьим языком редко пробивается через сети коммерческих ограничений: цензура рынка работает лучше советской.
Осокину (или его читателям) повезло – успех фильма «Овсянки» по небольшой повести проложил ему дорогу в народ.
Что скажет народ, пока неизвестно. Тексты Осокина, на первый взгляд кажущиеся простыми, на самом деле очень глубоки. Специалист по финно-угорскому фольклору и жизни приволжских селений, он то перепевает на свой лад задумчивые посказушки селений коми, то воссоздает (или измышляет заново, что вернее) мифы и обычаи исчезнувшего этноса – как в «Овсянках». Его мир скуп на слова (странное свойство для писателя), зато веществен и дивно эротичен. Но это честная эротика, ее можно не прятать от детей, несмотря на то, что иных взрослых она шокирует, подобно цветным ниточкам на лобковых волосах умершей возлюбленной – веретеницы.
Том состоит из 27 книг; начинать читать можно, в принципе, с любой. Иные – более ранние – представляют собой своеобразные поэтические тексты и могут отпугнуть. Но книжку закрывать не стоит, просто пролистните – наверняка дальше найдется то, что зацепит.
Ветлуга – Вятка – Нея – Молочаи – Уржум; автор поднимает континент провинциальной жизни, которая не замечает маленьких зарплат и проблем с трудоустройством, в которой нет зависти к столицам, а есть человеческое на обширной и древней сетке тончайших и крепких корней – любови, свадьбы, рождения, местные мифы и смена времен года.
Очень освежающая книга. С. Ф.