Вечер балерины Татьяны Чернобровкиной "Не гаснет рампы свет..."

О событии

В вечере принимают участие солисты Большого театра Николай Цискаридзе и Андрей Уваров, солисты Михайловского театра Ирина Перрен и Марат Шемиунов, солисты Мариинского театра и Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Заканчивается двадцать восьмой рабочий сезон. Всего. Уже. Татьяна Чернобровкина — народная артистка России, прима Музыкального театра — решительно завершает танцевальную карьеру. Не вовсе завязывает с балетом — она теперь дает утренний класс в родном театре и работает с девчонками-дебютантками, помогая им готовить роли, — но на сцене впредь будет появляться только тогда, когда после премьер будут раскланиваться эти самые девицы (такова традиция театра на Большой Дмитровке — в первый вечер на сцену выходят и педагоги). Эта пятница — последний шанс увидеть танцы собственно Чернобровкиной, а не только ее старательных учениц.

В программе бенефиса — «Маргарита и Арман» Фредерика Аштона и «Кармен-сюита» Альберто Алонсо. Между ними — концертное отделение, где в честь балерины будут танцевать представители трех театров. Николай Цискаридзе (с которым не раз выступала Чернобровкина) ответит за Большой, Виктория Терешкина — за Мариинку и Ирина Перрен — за петербургский Михайловский театр. Впрочем, это, разумеется, не весь список гостей — а лишь те артисты, что подтвердили свое участие в вечере на момент сдачи номера в печать.

«Маргариту и Армана» в этот вечер в Музыкальном станцуют в последний раз: лицензия заканчивается, и продлевать ее не будут — ровно потому, что со сцены уходит балерина, ради которой этот балет и был приобретен в репертуар театра.

Сэр Аштон, любимый хореограф британской королевы, сочинил этот балет в 1963 году для Марго Фонтейн и Рудольфа Нуреева. Всего пять сцен на музыку Ференца Листа, краткий конспект истории чахоточной парижской куртизанки (в опере тот же сюжет лег в основу «Травиаты») — череда дуэтов с четко расставленными акцентами. Спектакль долгое время ассоциировался только с Фонтейн, и лишь спустя многие годы право его танцевать получила Сильви Гиллем, а два года назад к звездной компании добавилась Татьяна Чернобровкина. Партнером ее стал Георги Смилевски. Более всего этот балет похож на серию старинных открыток. Так показано каждое па, так оно отделано и так отделено от предыдущего. Открытки эти — дивной красоты: особенно замечательны поддержки, когда Маргарита так свободно полагается на руки Армана, что не возникает никаких сомнений в степени доверия героини. Вот эта некоторая картинность делает балет несколько архаичным, но ничуть не убавляет его обаяния. Чернобровкина стала отличной, нежной и самоотверженной Маргаритой — это одна из лучших ролей балерины.

А их, конечно, было немало — и совершенно блистательный Лебедь в «Лебедином озере» (Чернобровкина относится к тем балеринам, у которых черная птичка выходит ярче, чем белая, — но белая тоже была сделана очень хорошо). И Катарина в безумном балете Дмитрия Брянцева «Укрощение строптивой». И Аркадина в «Чайке» Ноймайера — властная и прохладная, смешная и трогательная в своем эгоцентризме стервоза. И, конечно, Кармен — что как выставит бедро, так все мужики забывают, где они служат и что вообще собирались делать.

Соединение отличной техники и бесспорного драматического дара. Московская прима Татьяна Чернобровкина. Надеюсь, вы не забудете цветы.