Джованни Лоренцо Бернини "Голова медузы"

О событии

Скульптура Джованни Лоренцо Бернини "Голова медузы" (1630) - одна из жемчужин итальянского барокко.
Основой для скульптуры «Голова Медузы» Д. Л. Бернини, представленной в ГМИИ им. А.С. Пушкина, послужил сюжет из греческой мифологии о горгоне Медузе. Скульптор изваял бюст-портрет самой прекрасной и смертной горгоны, запечатленной в переходный момент ее превращения. Игра ясна: плоть превращается в камень, волосы — в змей, счастье — в ужас, и эта трансформация окончательная, не оставляющая надежды. Бернини, без сомнения, был знаком с текстом «Метаморфоз» Овидия, а также со стихами своего современника поэта Джованни Батиста Марино, в поэме которого Медуза разглядывает свой отраженный облик в воображаемом зеркале, будучи застигнутой в момент, когда с болью и тревогой осознает свое превращение в мрамор. Жестокая усмешка искажает ее черты. Бернини, стремясь раскрыть замечательные подражательные качества скульптуры, переосмысляет античный миф: не горгона своим взглядом обращает врагов в камень, но Медуза, которая по роковой ошибке ловит свой образ в воображаемом зеркале, в буквальном смысле на наших глазах превращается в мрамор. Для Бернини Медуза — это рафинированная барочная метафора скульптуры, ее высоких достоинств, скульптуры, которая обладает властью заставить окаменеть от удивления тех, кто способен приходить в восторг от необычайной искусности резца мастера. Его инструмент делает живыми движение и выражение статуи, вплоть до того, что раздражение и бессилие Медузы, на глазах превращающейся в камень, кажутся почти реальными. «Голова Медузы» Лоренцо Бернини — триумф искусства барокко, которое во многих отношениях предвосхищает современную эстетику.