Москва
Москва
Петербург

Шедевры ХХ века из коллекции Института современного искусства Валенсии (IVAM)

Участники: Хулио Гонсалес, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали
Коллекция IVAM дает обширное представление как о достижениях авангарда первых десятилетий ХХ века, так и обо всех художественных течениях послевоенного времени.
Гастроль эта — не самое яркое событие Года Испании, на фоне Прадо в Эрмитаже, — не то чтобы поражает воображение. Зато она крайне поучительна: лучшие вещи из своего собрания демонстрируют в Москве не сокрушающие великолепием элитные монстры вроде МоМА или Помпиду. Валенсийский институт — скромнее и очень близко к нашей реальности. Первый в Испании музей современного искусства образован был относительно недавно, в 1989 году, раньше столичного Музея Королевы Софии. Он стал родоначальником множества себе подобных коллекций, в которых долго жившие в политической и культурной изоляции граждане могут увидеть собственное искусство вписанным в мировой контекст: были, оказывается, в Испании и поп-артисты, и всякого рода абстракционисты. Организаторы выставки с гордостью показывают не только работы всемирно известных, хорошо представленных в музеях разных стран международных звезд: Пикассо, Дали, Миро. Начинается экспозиция со странных рисунков железом, пустотных, обнажающих каркасы произведений Хулио Гонсалеса, каталонского скульптора, в отличие от своего друга Пикассо прославившегося лишь после смерти. Сейчас его скульптуры стоят миллионы на аукционах, а в IVAM огромную коллекцию его произведений — скульптуры, живопись, графику — передали в дар наследники.

Испанцы по тем же причинам, что и россияне, слегка опоздали к основному разбору шедевров модернизма, а когда спохватились — цены взлетели до небес. И все-таки в музее достойно представлены и коллажи Александра Родченко, и конструкции Антуана Габо и Наума Певзнера, работы Курта Швиттерса и Ласло Мохой-Надя. Следующие десятилетия приобретать было легче — так что обязательная программа любого музея современного искусства вышла ровной: Энди Уорхол, Рой Лихтенштайн, Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг… Все, как положено, с поправкой на национальную специфику в виде Энтони Тапиеса.

Взгляд на искусство ХХ века IVAM не очень отличается от множества других — и причина не только в проклятой глобализации. Везде в мире музей сегодня — столп и утверждение ценностей цивилизации. Но так получилось, что в Испании современное искусство стало еще и одним из ключевых элементов модернизации, способом освоения мировой культуры недавно еще отставшим от общего мирового пути закрытым, тоталитарным государством. В Испании таких музеев много. В России до сих пор — ни одного.

На фото: Джеймс Розенквист «Гвозди», 1973 год
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация