Шедевры ХХ века из коллекции Института современного искусства Валенсии (IVAM)

О событии

Коллекция IVAM дает обширное представление как о достижениях авангарда первых десятилетий ХХ века, так и обо всех художественных течениях послевоенного времени.
Гастроль эта — не самое яркое событие Года Испании, на фоне Прадо в Эрмитаже, — не то чтобы поражает воображение. Зато она крайне поучительна: лучшие вещи из своего собрания демонстрируют в Москве не сокрушающие великолепием элитные монстры вроде МоМА или Помпиду. Валенсийский институт — скромнее и очень близко к нашей реальности. Первый в Испании музей современного искусства образован был относительно недавно, в 1989 году, раньше столичного Музея Королевы Софии. Он стал родоначальником множества себе подобных коллекций, в которых долго жившие в политической и культурной изоляции граждане могут увидеть собственное искусство вписанным в мировой контекст: были, оказывается, в Испании и поп-артисты, и всякого рода абстракционисты. Организаторы выставки с гордостью показывают не только работы всемирно известных, хорошо представленных в музеях разных стран международных звезд: Пикассо, Дали, Миро. Начинается экспозиция со странных рисунков железом, пустотных, обнажающих каркасы произведений Хулио Гонсалеса, каталонского скульптора, в отличие от своего друга Пикассо прославившегося лишь после смерти. Сейчас его скульптуры стоят миллионы на аукционах, а в IVAM огромную коллекцию его произведений — скульптуры, живопись, графику — передали в дар наследники.

Испанцы по тем же причинам, что и россияне, слегка опоздали к основному разбору шедевров модернизма, а когда спохватились — цены взлетели до небес. И все-таки в музее достойно представлены и коллажи Александра Родченко, и конструкции Антуана Габо и Наума Певзнера, работы Курта Швиттерса и Ласло Мохой-Надя. Следующие десятилетия приобретать было легче — так что обязательная программа любого музея современного искусства вышла ровной: Энди Уорхол, Рой Лихтенштайн, Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг… Все, как положено, с поправкой на национальную специфику в виде Энтони Тапиеса.

Взгляд на искусство ХХ века IVAM не очень отличается от множества других — и причина не только в проклятой глобализации. Везде в мире музей сегодня — столп и утверждение ценностей цивилизации. Но так получилось, что в Испании современное искусство стало еще и одним из ключевых элементов модернизации, способом освоения мировой культуры недавно еще отставшим от общего мирового пути закрытым, тоталитарным государством. В Испании таких музеев много. В России до сих пор — ни одного.

На фото: Джеймс Розенквист «Гвозди», 1973 год

Спецпроект

Загружается, подождите ...