Москва
Москва
Петербург

Эоннагата

Частично драматическое, частично танцевальное представление о судьбе французского шпиона, в XVIII веке прислуживавшего при дворе в дамском платье.
«Эоннагата» — это слияние двух слов, одно из них — имя героя (Эон), второе — японское театральное амплуа (оннагата). Шевалье Шарль д’Эон де Бомон был солдатом и дуэлянтом, шпионом и дипломатом; родившись в 1728 году, он весь XVIII век напролет то участвовал в войнах, то собирал информацию при русском дворе и при дворе английском, аккуратно доставляя сведения французскому королю. Карьерные проблемы решал с помощью брошенной перчатки и шпаги; запросто выбивал финансирование из непосредственного начальства — и прожил более восьмидесяти лет, что удивительно при таком образе жизни. При этом среди многих авантюристов и умников той эпохи он выделяется особенным образом: значительную часть жизни шевалье проходил в женском платье. Потому в название спектакля про жизнь д’Эона и вплетено слово «оннагата» — так называют мужчин-актеров в японском театре кабуки, специализирующихся на исполнении женских ролей.

При дворе Елизаветы Петровны никто и не знал, что он относится к сильному полу, так шли ему платья и так естественны были манеры этой очаровательной француженки. При английском же дворе он юбок не надевал — отставной драгун, один из лучших фехтовальщиков Европы, насмешник и опасный человек. В поздних мемуарах шевалье утверждал, что всегда был женщиной (просто родители одевали его как мальчика); однажды он выиграл суд, где сумел доказать, что он таки дама. Однако вскрытие безоговорочно установило, что — мужчина; и вот уже двести лет этот факт тревожит писателей, а также кинематографистов и даже аниматоров. Французская балерина, английский хореограф и канадский режиссер решили тоже поговорить на эту тему.

Сильви Гиллем, Рассел Малифан и Робер Лепаж собрали «Эоннагату» как коллаж — немного танцев, немного разговоров, нечто вроде модного дефиле и театра теней. Это не балет — хотя занята первая балерина мира: Гиллем не взлетает в фантастических своих прыжках, но фехтует, разговаривает и играет в карты. Конечно, даже когда она бежит по сцене — это уже танец; но даже побегать ей особо не дают.

Спектакль, что идет полтора часа и использует самую разную музыку, от Баха до японских барабанов, состоит из трех десятков фрагментов, связанных с различными эпизодами жизни шевалье. Сильви Гиллем с ее балетным абрисом, словно выточенным из застывшего пламени, и своевольной копной волос, хлещущей по лопаткам, отвечает за женскую часть души (и биографии) д’ Эона. За мужскую — брутально сложенный и наголо выбритый Рассел Малифан. Плотненький же Лепаж, которому балетное трико подчеркивает животик, пухленькие плечи и бедра, со своей всклокоченной шевелюрой воплощает ужас той старости, при которой стираются даже половые признаки — именно эта старость в конце спектакля пришпилит тросточкой, как бабочек, и мужчину, и женщину. Как ты ни выстраивай свою легенду — последнее слово будет все равно за патологоанатомом. Впрочем, чем бы ни закончилась жизнь — она забавная штука, и три автора разыгрывают «Эоннагату» с интонацией весьма жизнерадостной.
25 мая 2011,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация