Каменная баба

О книге

Новый роман Ильи Бояшова посвящен русским женщинам — самым мужественным женщинам на свете.
Автор скуповатых, но выразительных историй-притч – временами забавных, временами зловещих, всегда с двойным, а то и тройным дном, Бояшов, как правило, узнаваем сразу. Писатель неизменно повторяет, что в прозе мечтает добиться лапидарности исландских саг, которые и почитает за образец, при этом «Каменная баба» вовсю отдает родными осинами, даже зачин сказовый: «Когда и откуда явилась в столицу Машка Угарова, о том есть басни и слухи, друг на друга нагроможденные». Удивляться тут нечему: история настолько архетипически русская, насколько только возможно. После чтения Бояшова начинаешь удивляться, что делают в народном сознании все эти Иваны-царевичи, Ильи Муромцы, крестьянские, купеческие сыновья и прочие Иванушки-дурачки. Вот ведь она, главная героиня: «Волосья – солома соломой, широченный приплюснутый нос, рыжий от конопаток… С девичества, если судить по фотографиям, присущи ей были впечатляющие груди. Ноги достались ей просто убийственные – такими стальными ляжками не могли похвастаться и самые воинственные австралийские кенгуру». Описывая мытарства Бабы в Москве (впрочем, недолгие), Бояшов хитроумно сплетает приметы биографии настолько расхожей, что подкопаться под прототип практически невозможно, и хоть литературная общественность уже негласно признала в главной героине примадонну Аллу Борисовну, прямых указаний на это история не содержит; с тем же успехом ее можно заменить, например, на Елену Батурину. Да и чего судить да рядить – суть здесь не в прототипе, а в архетипе.

 

Пересказывать сказку со всеми ее чудесными коллизиями – занятие неблагодарное, поэтому остановимся на пояснениях, которые осторожный автор счел нужным дать в послесловии. Оно составлено в форме вопросов и ответов – «интервью с самим собой». Один мой друг, прочитав «Бабу», высказался: «Хорошая сказка… только чем ему (автору) женщины так насолили?»

«Насолили», однако, не только женщины. Бояшов (к слову, историк по образованию) смотрит на российские реалии довольно пессимистично и в этих своих «бабах» как раз и видит единственную реальную силу, на которой только и держится страна и общество. «К концу XX века от русских мужчин остался генетический мусор, почти уже ни на что не годный» – припечатывает автор. Точка зрения, в общем, не новая: войны, революции, репрессии выкосили наиболее пассионарных обладателей Y-хромосомы, многие их функции вынужденно взяли на себя женщины. Бояшов вспоминает свою учительницу литературы, бывшую морячку-снайпершу, которая в неполные 19 лет отправила на тот свет два десятка немцев, и заключает: «Отечественная каменная баба изначально создана для преодоления всех и всяческих трудностей… она цепка и упорна, как борзая, до невероятности упряма, а также стремительна в своем последнем решающем броске… она заранее нацелена на безоговорочное, не терпящее никаких возражений лидерство, противиться которому – значит обрекать себя на изматывающие сражения».

Так-то вот. Молчи, мужчина, твой день 23 Февраля… Текст: Саша Филиппова

Илья Бояшов
«Каменная баба»
«Лимбус Пресс»

Спецпроект

Загружается, подождите ...