Москва
Москва
Петербург

"Арте повера" в Москве. Произведения из коллекции Кастелло ди Риволи.

Выставка «Бедного искусства» — движения, возникшего в Италии во второй половине XX века.
Arte Povera, «Бедное искусство», вовсе не предназначено для удовлетворения эстетических потребностей малообеспеченных слоев населения. Изначально проект был направлен на цели исключительно революционные. Движение возникло в 1967-м, когда итальянский критик и куратор Джермано Челант опубликовал манифест «Бедного искусства» с подзаголовком «Заметки о партизанской войне». Ярый левак и маоист употребил при этом испанское слово «герилья», помянув погибшего в том же 1967 году команданте Че, небесного покровителя всех истинных борцов против империализма и капитализма.

Культурные истоки этого, чисто итальянского, движения недвусмысленно раскрыты в знаковой инсталляции «Венера в лохмотьях» Микеланджело Пистолетто (1967). Гипсовая копия Венеры Милосской завалена живописным тряпьем вполне бомжатского свойства. Если поп-арт возник как реакция на преизобилие в Америке товаров народного потребления, то итальянские радикалы заявили о своем категорическом отказе и дальше делать «настоящее» искусство, которым и так «Апеннинский сапог» заполнен под самую завязку. К воспевающему ценности общества потребления поп-арту представители «арте повера» относились с нескрываемым презрением, равно как и к практическим мечтаниям футуристов, поставивших свое искусство на службу фашистскому режиму Муссолини. Эти твердолобые ребята вообще подвергали сомнению абсолютно все. Все прелести и напасти индустриальной эпохи ясно воплощены в работе Джованни Ансельмо «Неон в цементе», представляющей собой лежащую у стены бетонную балку, в которую заключена неоновая трубка. Ревизии были подвергнуты и глубокомысленные суждения мыслителей Ренессанса относительно диалектики Природы и Искусства. «11-метровое дерево» Джованни Пеноне — это скульптурный объект, очищенное бревно, в которое вставлены грубо оструганные сучки. Но ведь это дерево — мертво, оно никогда не даст побегов…

Еще они посягнули на самое святое — на итальянский дух, что и отразилось в работе Лучано Фабро «Speculum Italiae», где осколки реальных зеркал завалены грубыми досками.

Но неумолимое время учудило хорошую шутку — однажды эти стойкие нигилисты и революционеры оказались в положении национальных классиков; работы отрицателей потребительских функций искусства взлетели в топы художественного рынка. Кажется, именно для этой группы и был создан первый в Италии государственный музей современного искусства в старинном замке Риволи в Турине, городе, в котором и происходили главные тусовки «арте повера». И в качестве безусловных послов современности шедевры из туринского музея прибыли в Москву в рамках Года Италии в России. Столь безупречно подобранные музейные выставки искусства второй половины ХХ века до Москвы доезжают крайне редко. Андрей Ковалев
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация