Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

«К вывозу из СССР разрешено...». Московский нонконформизм из собрания Е. и В. Семенихиных, музеев и частных коллекций

Выставка художников разных стилей и направлений, объединенных лишь «неофициальным статусом». Произведения, за счастье увидеть которые советские люди выстраивались в очереди.

«Нонконформист» — понятие скорее политическое, чем художественное. У объединенных этим термином в коллекции, книги, выставки абстракционистов, сюрреалистов, концептуалистов и еще всяких «истов», включая подлинных реалистов, было мало общего. Объединяло Рабина, Кабакова, Булатова, Немухина, Краснопевцева в основном подозрительное, переходящее в параноидальное отношение государства, тратившего немало сил и средств на контроль за занятиями своих граждан. Объяснить разумным образом, почему одних последователей Фалька награждали государственными премиями, а других не допускали на выставки, невозможно. Хотя были и такие, что норовили написать не метафизический натюрморт, а натуральную идеологическую диверсию в виде белой церковки с крестом на куполе или — того чище — краснокожую советскую паспортину на фоне печальной лианозовской действительности.

На войне как на войне: в ответ на заботу государства художники то журналом, то выставкой, то нежелательным контактом прорывали плотную информационную блокаду. Параллельная жизнь текла своим чередом: у нонконформистов было все свое, как у их официально признанных коллег, — коллекционеры, в том числе и представители дипломатического корпуса, теоретики и критики, фотографы. Свои выставки, которые иногда даже открывались — то в секретных заведениях у сочувствующих «физиков», то в павильоне ВДНХ или просто на полянке. Были преданные зрители, готовые выстаивать многочасовые очереди, чтобы прикоснуться к истинному искусству. Была и вошедшая в историю «Бульдозерная выставка» — когда на мирные картины шли могучая техника и крепкие сторонники единственно правильного соцреалистического метода в искусстве.

После окончания противостояния, исчезновения системы и без того непростая в описании нонконформистская жизнь стала еще более сложной — одни выбрали маршрут на Запад, другие остались, к кому-то пришли слава и деньги, кто-то продолжает противостояние — теперь уже со всем не понимающим, не признающим их миром… Базируясь на собственной коллекции, привлекая другие — большей частью частные собрания, — в фонде «Екатерина» пытаются показать развернутую картину советского художественного подполья — не отдавая предпочтения тем, кто оказался много позже успешней или дороже. Главное, чтобы, знакомясь с блещущей скорее разнообразием, чем качеством, экспозицией, зрители не сломали голову, пытаясь понять, кому мог помешать, например, милый ослик с картины Валентины Кропивницкой.

На фото: «Композиция №186», 1961, Лидии Мастерковой.

28 апреля 2011,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация