Москва
Москва
Петербург
q Студия театрального искусства u u u u u Мнение редакции На карте
12

Брат Иван Федорович

Актеры: Александр Прошин , Мария Курденевич, Игорь Лизенгевич, Анастасия Имамова, Михаил Станкевич
Режиссер/Постановщик: Сергей Женовач
Автор: Федор Достоевский
Один из своих самых важных спектаклей Сергей Женовач поставил по роману Достоевского «Братья Карамазовы».
Есть нечто парадоксальное в том, что самый не страстный режиссер Сергей Женовач ставит свои самые важные спектакли именно по Достоевскому. Посреди отчаянных 90-х он разыгрывал знаменитую трилогию «Русский свет» по роману «Идиот» с удивительно душевно-здоровым и светлым Мышкиным в исполнении Сергея Тарамаева. Именно спектакль «Мальчики» (2004 год) по главам «Братьев Карамазовых» об Илюше Снегиреве сделал курс Женовача новым театром — «Студией театрального искусства». И вот новое поколение Студии заявляет о себе другим сюжетом из того же романа — книга 11-я, за день до суда над Митей, когда каждый герой задумывается о своем Суде.

Изысканно-красивый, в черно-сепиевых тонах, с тонко выписанными боковым светом профилями юных лиц и длинными тенями, спектакль спокойно и уверенно нарушает все сермяжные законы театрального зрелища. Никакой интриги: кто убил, зачем убил, как убил — знают все.

Никакого действия, только разговоры один на один — либо с открытым, любовно-доверчивым Алешей (Александр Прошин), либо с самовлюбленным, упивающимся радостью собственной заурядности чертом (Сергей Качанов).

Никакого общения со зрителем: герои сидят на скамейках судебного присутствия, выставленных на узкой авансцене, говорят часто спиной к залу, обращая свои признания темному провалу сцены.

Важно, что все — юнцы. Старшему Мите в романе-то 27 лет. Он и здесь не старше, но в исполнении Александра Обласова выглядит уже заматеревшим, основательным, больше других о себе и о жизни понявшим. Другие порывисты, эгоистичны в любовях и ревностях, заботятся о мелочах, о том, как будут выглядеть. Очаровательная девчушка Лиза Хохлакова (Мария Курденевич) еще кокетничает интересом к греху. Все пока только готовятся к первому душевному испытанию и боятся ошибиться в выборе.

Единственный, кому позволено свободно гулять по сцене, — Смердяков. Он свой выбор уже сделал. Сергей Аброскин играет его обаятельным простаком, будто хвастающимся перед Иваном своей предусмотрительностью, продуманностью деталей убийства. Но не в этом он чувствует свое превосходство над недавним своим идолом. Смердякову хватило сил признать вину, а Иван трусит.

Долговязый “богоборец» Иван (Игорь Лизенгевич) судорожно пытается заслониться от вины, которая вцепилась в него неотвязным чертом, видимостью бурной деятельности: планом побега брата в Америку, допросом Смердякова. Страх быть честным с самим собой сводит его с ума.

Простодушие, с каким студийцы предлагают сесть и подумать о своей душе, обескураживает. Их пристрастное исследование душевных метаний своих героев захватывает похлеще любого детектива. Что их ждет, еще вопрос… Собственно суда в спектакле нет. Он будет только завтра…
10 мая 2011,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация