Москва
Москва
Петербург

Fuzzygroover: DJ Morpheus (Израиль-Бельгия)

В Москву едет с годами не стареющий Сами Бирнбах - одновременно и экспонат, и археолог эпохи нью-вейва.

Круги эти опоясывают старика Бирнбаха троекратно. Первый знает его как основателя израильской нью-вейв-группы Minimal Compact. Их наиболее активный период пришелся на первую половину 80-х, когда они всего на полкорпуса отставали от американцев Tuxedomoon. Представители первого круга гоняются за антикварными винилами Minimal Compact, плюются на лазерные переиздания и уверяют, что только физическое соприкосновение иглы с пластинкой в состоянии передать нервный ток этой музыки, ставшей результатом мощнейшего абстрагирования от тела и сознания. Впрочем, для ознакомления с Minimal Compact сойдет и позапрошлогодний CD-тройник с ремиксами Optimo DJs и Питера Крюдера.

Второй круг знатоков чтит Сами как автора и составителя сборников "Freezone", проторивших путь "диванной электронике" (в официальной номенклатуре ее принято называть "даунтемпо"). Серия стартовала в 1994 году. До нее Бирнбах, шесть лет ходивший фрилансером после распада Minimal Compact, успел позаниматься проектами для лейбла Crammed. Это были его "темные века", и их еще предстоит освоить специалистам по явлениям с префиксом "пост", — какой только мути Сами не натворил! Например, основал группу-однодневку The Gruesome Twosome вместе с французом Бертраном Бургала, которого позже сочтут отцом лаунжа и автором реинкарнации музыки 60-х в 90-х. Издал диск стихов "проклятых поэтов", начитанных под саунд-пейзажи Бенджамена Лева. Было еще трио Oracle (1993-1994), замешенное на последствиях нью-вейва с чем-то предшествовавшим движению asian underground, но это уж совсем клиника.

В итоге к первому диску серии "Freezone", названному "Phenomenology Of Ambient", Бирнбах пришел налегке: заслуги Minimal Compact успели позабыть, а остальную его дискографию в середине 90-х было просто стыдно показывать. За последующие годы вышло семь компиляций "Freezone", а Морфеус заработал статус мудрейшего даунтемпо-диджея. Два года назад в качестве "святого старца" он побывал на дне рождения клуба "Культ". Пластинки ставил размашисто, сознательно не сводил, а еще рассказал, что бабушка на ночь пела ему "Песню о Волге" Лебедева-Кумача — в Израиль семья Бирнбаха переехала из Гродно.

Третье концентрическое кольцо сомкнулось вокруг Морфеуса буквально в прошлом году вместе с компиляцией "I Cant Live Without My Radio" (именно ее он едет представлять в "Кризис жанра"). Там он собрал самые дремучие вещи своих коллег из 80-х: от The Residents до Африки Бамбааты и Einsturzende Neubauten в ремиксе реггей-продюсера Адриана Шервуда, от металлизированного хип-хопа до невмен-диско.

Недавно Бирнбах присоединился к дуэту The Penelopes (лейбл Gigolo) и теперь, несмотря на свои 60 лет, ходит в героях у молодых электронщиков Justice и Tiefshwarz, выступает с LCD Soundsystem и моднейшим парижским муздеятелем Хоакимом. Будучи одновременно и экспонатом, и археологом эпохи нью-вейва, побарахтавшись в даунтемпо и ню-джазе, Сами стал совершенно уникальной фигурой. Во-первых, он помирил два противоположных музыкальных лагеря — кофейную буржуазию формата "Freezone" и стоптанную дискотеку 80-х под спид-болом. Во-вторых, конечно же, возраст, седина и лысина, контрастирующая с молодецким авангардом его сетов.

Говоря о кругах, сравнений с деревом не избежать, и тогда Морфеус, разумеется, пень, оставшийся от Minimal Compact. Однако эта коряга так глубоко врыта корнями в землю и так крепка, что дает приют целым колониям жучков и микроорганизмов. Того и гляди — старый пень заколосится вместе с Penelopes.

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация