Москва
Москва
Петербург

Ярость

u u u u u Мнение редакции
Автор:
Роман Салмана Рушди о ярости, которая заставляет нас достигать вершин или опускаться на самое дно.

Уже стало общим местом повторять, как плохо живется индийцу Салману Рушди начиная с февраля 1989 года, когда вышли в свет его «Сатанинские стихи». Духовный лидер Ирана аятолла Хомейни издал религиозный эдикт — фетву, в которой назвал убийство Рушди богоугодным делом. За голову писателя радикальные исламские организации назначали цену до 2,8 миллиона долларов. Причем преследованиям подвергались все, кто брался издавать или продавать роман. От рук религиозных экстремистов погиб переводчик «Сатанинских стихов» на японский язык, были ранены итальянский переводчик и норвежский издатель. В Англии были взорваны бомбы у магазина издательства Penguin Books, где книга была выставлена на продажу. В марте 1989 года фетва привела к разрыву дипломатических отношений между Великобританией и Ираном.

Чтобы скрыться от преследователей, Рушди пришлось постоянно менять квартиры. Поскольку он считался британским подданным, его частную жизнь постоянно оберегали сотрудники СкотландЯрда. В результате Рушди бежал из Лондона в США, бросив молодую жену Елизабет Уэст и трехлетнего сына. Обо всем этом, а также о душевном состоянии писателя на тот момент рассказывает его роман «Ярость». Главный герой книги, он же альтер эго автора, профессор истории Малик Соланка. Он выпускник Кембриджа, который вдруг ломает себе карьеру — бросает занятия академической наукой, принимается за изготовление марионеток для телевидения и делает на этом состояние. У него было две жены и некоторое количество случайных связей. От когото ушел он, какие-то женщины бросили его — все без видимых причин. Больше всего его печалит разрыв с последней женой, которой он оставил маленького сына. Он бежит из Лондона в Америку в надежде обрести хоть какой-то покой, но надо ли говорить, что этого не происходит. Более того, окружающие начинают замечать, что он разговаривает сам с собой, поливая окружающий мир отборной площадной бранью.

Дело не только в комплексе вины за то, что Соланка (читай Рушди) без достаточных оснований оставил жену и маленького сына. И не в том, что он сменил карьеру академического ученого, интеллектуала на того, кто обслуживает интересы массовой аудитории. Дело в той ярости, которая накопилась в нем к этому миру. «Жизнью движет ярость, — размышляет Соланка. — Ярость — сексуальная, лежащая в основе Эдипова комплекса, скрытая в политике, в магии, в звериной жестокости, — заставляет нас достигать заоблачных высот или опускаться на невообразимые глубины. Фурии, воплощение ярости, порождают миры, даруют нам вдохновение, свежесть мысли, страсть, но также насилие, боль, абсолютное разрушение, вынуждают наносить и получать удары, от которых нельзя оправиться. Фурии преследуют нас. Танцуя танец ярости, Шива разрушает, но одновременно и творит мир. Цивилизуясь, мы учимся скрывать. Прячем в себе опасное животное, страстное, сверхъестественное, саморазрушающее, сметающее все на своем пути божественное начало, способное заново сотворить мир. Мы возносим друг друга на высоты радости. И рвем друг друга на части».

Вот это экстатическое, дионисийское начало, но со знаком минус, и есть главное в романе, то, что побуждает героев к действию и определяет их взгляд на вещи. Рушди вообще выворачивает наизнанку, перелицовывает общепринятые толкования и нормы жизни. Например, Шекспира, у которого Отелло оказывается не влюбленным до слепоты в Дездемону мавром, а просто мавром, который должен быть слеп по определению и стремиться только к завоеванию и подчинению окружающих.

Единственное, что способно придать миру хоть какую-то структуру, — это умение рассказывать истории. «Наши истории — вот то, что мы таскаем за собою в наших странствиях через океаны и границы, через жизнь. Небольшой запас забавных случаев, всех этих «а потом случилось вот что„, наших личных “жили-были когда-то». Мы — это наши истории, а когда мы уходим, то, если повезет, наши истории обеспечат нам жизнь вечную». Возможно, поэтому в каждом романе Рушди есть что-то автобиографическое. А может, и не поэтому.

23 марта 2011,
Ярость
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация