По ту сторону безмолвия

О книге

Подкупает в романе Кэрролла не драматизм, а, напротив, рассказ о том, как люди бывают счастливы.
Есть писатели, которые берутся за перо, только продумав в подробностях сюжет, характеры персонажей и прочее. Но многие пишут первую фразу, не зная следующей, - и так до конца романа. Джонатан Кэрролл, по его собственному признанию, относится ко второму типу.

Когда дело касается фантастики - а большинство книг он написал в этом жанре (и даже получил за них несколько премий), - подобный подход раздражает. Но совсем иначе он работает в произведениях реалистических: предсказуемый фантаст оказывается свежим, незаурядным бытописателем. И неудивительно, что один из немногих его реалистических романов - "По ту сторону безмолвия" - имел во всем мире грандиозный успех, став чуть ли не самой продаваемой книгой автора.

Хотя все-таки удивительно. В книге нет ни саспенса, ни головоломной детективной интриги, ни льющегося через край драматизма. Сюжет романа незамысловат и даже банален: главный герой женится на женщине с ребенком, а потом обнаруживает в ее прошлом страшную тайну. Семью он не бросает, секрет жены прячет, но, как известно, скелетам в шкафу спокойно не сидится: рано или поздно они вылезают - и с большим шумом.

Подкупает в романе Кэрролла не драматизм, а, напротив, рассказ о том, как люди бывают счастливы. Истории благополучных, любящих пар, к числу которых относятся (до некоторого момента) его герои Макс Фишер и Лили Аарон, в литературе редкость. Видно, все писатели поверили Льву Толстому, что "все счастливые семьи счастливы одинаково", и решили, что сочинять о них неинтересно. А напрасно, потому что читать об этом очень занимательно. Особенно если автор, как Кэрролл, красиво и тонко умеет рассказать о любви и счастье - романтично, но без пафоса, лирично, но без слащавости.

Вот ресторан "Масса и власть", где работает Лили. Два ее босса-гомосексуалиста - Ибрагим и Гас - постоянно ругаются, но смотрят друг на друга с нескрываемой нежностью. А вот потрясающий детский праздник, устроенный по случаю дня рождения маленького Линкольна: с потолка свисают огромные полотнища паутины и молнии из алюминиевой фольги, на стенах нарисованы сцены из фильмов ужасов, и среди всего этого безобразия бегают до визга счастливые дети. А вот сцена встречи Макса и Лили во Франции: Лили так нервничает, что ее "хитрая" помада, которая должна краснеть на губах, отказывается менять цвет, и она предстает перед любимым мужчиной с зелеными от волнения губами.

Добрую половину книги Кэрролл, не гоняясь за остротой сюжета, любовно рассказывает об уютном быте своих замечательных персонажей. И его необычная манера писать оказывается здесь весьма кстати: создавая первую часть, он еще явно не подозревал, как трагично закончится история, а потому радость героев не испорчена мрачными намеками на последующие события. Неприятности происходят неожиданно - как в жизни. И, как в жизни, становится обидно, что счастье оказывается таким непрочным. И когда автор приступает к рассказу о страшных тайнах и неприятных последствиях почти забытых ошибок, невольно досадуешь на него. Ведь все это видано-читано сто тысяч раз: упреки, подозрения, угрызения совести, сложные подростки и несчастные родители - кому не знакомы эти проблемы! Ведь неправда ваша, Лев Николаевич: это несчастные семьи несчастливы одинаково, а вот счастливы все бывают по-разному. Расскажите нам об этом!

Спецпроект

Загружается, подождите ...