Москва
Москва
Петербург

По ту сторону безмолвия

After Silence

u u u u u Мнение редакции
Подкупает в романе Кэрролла не драматизм, а, напротив, рассказ о том, как люди бывают счастливы.
Есть писатели, которые берутся за перо, только продумав в подробностях сюжет, характеры персонажей и прочее. Но многие пишут первую фразу, не зная следующей, - и так до конца романа. Джонатан Кэрролл, по его собственному признанию, относится ко второму типу.

Когда дело касается фантастики - а большинство книг он написал в этом жанре (и даже получил за них несколько премий), - подобный подход раздражает. Но совсем иначе он работает в произведениях реалистических: предсказуемый фантаст оказывается свежим, незаурядным бытописателем. И неудивительно, что один из немногих его реалистических романов - "По ту сторону безмолвия" - имел во всем мире грандиозный успех, став чуть ли не самой продаваемой книгой автора.

Хотя все-таки удивительно. В книге нет ни саспенса, ни головоломной детективной интриги, ни льющегося через край драматизма. Сюжет романа незамысловат и даже банален: главный герой женится на женщине с ребенком, а потом обнаруживает в ее прошлом страшную тайну. Семью он не бросает, секрет жены прячет, но, как известно, скелетам в шкафу спокойно не сидится: рано или поздно они вылезают - и с большим шумом.

Подкупает в романе Кэрролла не драматизм, а, напротив, рассказ о том, как люди бывают счастливы. Истории благополучных, любящих пар, к числу которых относятся (до некоторого момента) его герои Макс Фишер и Лили Аарон, в литературе редкость. Видно, все писатели поверили Льву Толстому, что "все счастливые семьи счастливы одинаково", и решили, что сочинять о них неинтересно. А напрасно, потому что читать об этом очень занимательно. Особенно если автор, как Кэрролл, красиво и тонко умеет рассказать о любви и счастье - романтично, но без пафоса, лирично, но без слащавости.

Вот ресторан "Масса и власть", где работает Лили. Два ее босса-гомосексуалиста - Ибрагим и Гас - постоянно ругаются, но смотрят друг на друга с нескрываемой нежностью. А вот потрясающий детский праздник, устроенный по случаю дня рождения маленького Линкольна: с потолка свисают огромные полотнища паутины и молнии из алюминиевой фольги, на стенах нарисованы сцены из фильмов ужасов, и среди всего этого безобразия бегают до визга счастливые дети. А вот сцена встречи Макса и Лили во Франции: Лили так нервничает, что ее "хитрая" помада, которая должна краснеть на губах, отказывается менять цвет, и она предстает перед любимым мужчиной с зелеными от волнения губами.

Добрую половину книги Кэрролл, не гоняясь за остротой сюжета, любовно рассказывает об уютном быте своих замечательных персонажей. И его необычная манера писать оказывается здесь весьма кстати: создавая первую часть, он еще явно не подозревал, как трагично закончится история, а потому радость героев не испорчена мрачными намеками на последующие события. Неприятности происходят неожиданно - как в жизни. И, как в жизни, становится обидно, что счастье оказывается таким непрочным. И когда автор приступает к рассказу о страшных тайнах и неприятных последствиях почти забытых ошибок, невольно досадуешь на него. Ведь все это видано-читано сто тысяч раз: упреки, подозрения, угрызения совести, сложные подростки и несчастные родители - кому не знакомы эти проблемы! Ведь неправда ваша, Лев Николаевич: это несчастные семьи несчастливы одинаково, а вот счастливы все бывают по-разному. Расскажите нам об этом!

21 октября 2005,
По ту сторону безмолвия
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация