Эндшпиль Маккабрея. Не тычьте в меня этой штукой | Time Out

Эндшпиль Маккабрея. Не тычьте в меня этой штукой

Эндшпиль Маккабрея. Не тычьте в меня этой штукой

О мероприятии

Первый том трилогии об арт-дилере, вобравшем в себя худшие черты Бонда и Дживса.

Кирил Бонфильоли едва ли мог предполагать, что в предисловии к его книге, вышедшей в России через 20 с лишним лет после смерти, он будет назван «культовым английским писателем». Впрочем, вероятно, ему было просто некогда об этом задумываться.
Родившийся в 1928 году на юге Англии сын итало-словенского иммигранта (отсюда его причудливое имя) и англичанки любил хорошо выпить и как следует закусить. При этом в 25 лет он остался вдовцом с двумя детьми, а вторая жена родила ему еще троих. Всю жизнь торговал произведениями искусства (пойдя, таким образом, по стопам своего отца-букиниста), некоторое время был редактором научно-фантастического журнала. И только в возрасте 44 лет, в 1972 году, выпустил свою первую книгу — ту самую, которая добралась наконец до русского читателя.
«Эндшпиль» был встречен без особого энтузиазма, зато теперь «Трилогия Маккабрея», которую этот роман открывает, продается по всему миру миллионными тиражами. Кирила Бонфильоли ценят Стивен Фрай и Джулиан Барнс — правда, качество юмора у него на порядок выше, чем у них обоих. Персонажей трилогии также сравнивают — и не без основания — с героями Яна Флеминга и Пелэма Вудхауса. Но у Бонфильоли образы получаются ярче и объемнее. Представьте себе толстого, экстравагантно одетого Джеймса Бонда, занятого нечистоплотными делишками, или такого же Дживса — это и будет Джок, личный головорез и лучший друг главного героя.
Книга начинается с того, что Чарли Маккабрей, ворчун и развратник, обжора и пьяница, а кроме того, торговец произведениями искусства и первостатейный мошенник, жжет в камине позолоченную раму полотна Старого Мастера стоимостью в несколько миллионов фунтов стерлингов. И в этот момент к нему заявляется полицейский. Да не просто безликий офицер, а школьный приятель героя, крайне неприятный субъект, руководитель сверхсекретного подразделения с практически безграничными полномочиями.
Остросюжетная завязка выписана так, что не может не вызвать у читателя улыбки, которая не сойдет с его лица до последней страницы. В мире закулисных аукционных сделок, ворованных полотен, международных интриг, тайных агентов и пуль, пролетающих у виска, Чарли Маккабрей располагается с чисто английским комфортом и невозмутимостью. Бонфильоли и его русскому переводчику Максиму Немцову удалось сделать так, чтобы каждая строчка напоминала в меру прожаренный ростбиф с кровью: «Мартленд мерзко усмехнулся, зная, что я могу, весьма вероятно, говорить правду. Я застенчиво осклабился в ответ, зная, что правду и говорю». И вот так — весь роман без передышки. Плотно связанный текст весь пропитан иронией. Выдержать так пару абзацев может любой сочинитель, но этот автор поддерживает подобное напряжение на протяжении целого романа, а к концу даже усиливает его. Говоря о «Трилогии Маккабрея», не нужно делать уточнения по поводу «ограничений, налагаемых жанром». Кирил Бонфильоли, в отличие от своего героя (и в какой-то степени alter ego), афериста Чарли Маккабрея, предлагает настоящее искусство, а не ловкую подделку.

Билетов не найдено!

Закрыть