Иудейка

О спектакле

Михайловский театр привозит на «Золотую маску» оперу со множеством названий.

Это произведение было написано для Парижской оперы еще, страшно сказать, в 1835 году; спустя почти четверть века состоялось первое исполнение его в России в Мариинском театре, но до сих пор в русской традиции для него нет единого варианта названия. Если честно, то опера Фроманталя Галеви «La Juive» может и должна переводиться как «Жидовка» — но, учитывая сомнительное и неприятное звучание этого слова на русском, оскорбительное как для правоверных евреев, так и для столь же правоверных антисемитов, ее еще на премьере в Мариинском театре назвали «Дочь кардинала» (учитывая то, что означенная «жидовка» по сюжету является дочерью прелатакатолика), а впоследствии по словарям и справочникам курсировал добродушно-простонародный вариант — «Еврейка» и еще более толерантный — «Иудейка». Михайловский театр, решившийся исполнить это удивительное сочинение, избрал последнюю версию. Но как бы ни называлась опера, она все равно служит яблоком раздора в театральных кругах, и не только из-за названия. Символично, что даже премьера постановки в Михайловском была сорвана из-за анонимного звонка, предупреждавшего о бомбе (которую, слава богу, не обнаружили).

Написать в 1835 году сочинение, в котором открыто говорится о религиозной нетерпимости и конфликте евреев и католиков, было шагом смелым и очень своевременным — инициативу парижане оценили, и «Иудейка» прочно вошла в анналы как прекрасный образец жанра «большой оперы», которому приличествуют драматический накал, огромный хор, массовые сцены, пожары, потопы и прочие стихийные бедствия. Но помимо всей этой роскоши, которая традиционно обедняет бюджет оперных театров, здесь немало прекрасной музыки, которая, что логично, требует и прекрасных исполнителей. На премьере год назад критика воспела осанну грамотному кастингу и была заинтригована участием легендарного тенора Нейла Шикоффа в главной роли иудея Элиазара. Он же будет и основной приманкой охочей до сенсаций московской публики, когда этот спектакль, крепко и грамотно сделанный режиссером Арно Бернаром и столь же крепко проведенный дирижером Петром Феранцем, покажут в Москве. Будем надеяться, что анонимных сообщений о бомбе не последует. Постановка претендует на «Маски» аж в шести номинациях (среди них «Лучший спектакль», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль» и «Лучшая работа дирижера»), что для театра, который сумел не стать бледной тенью величественной Мариинки, и для оперы, которую мы никогда не слышали, — большое достижение.

К слову, «Иудейку» в Москве покажут дважды — 22 марта вторым спектаклем откроется фестиваль искусств «Черешневый лес».