Москва
Москва
Петербург

Иудейка

Михайловский театр привозит на «Золотую маску» оперу со множеством названий.

Это произведение было написано для Парижской оперы еще, страшно сказать, в 1835 году; спустя почти четверть века состоялось первое исполнение его в России в Мариинском театре, но до сих пор в русской традиции для него нет единого варианта названия. Если честно, то опера Фроманталя Галеви «La Juive» может и должна переводиться как «Жидовка» — но, учитывая сомнительное и неприятное звучание этого слова на русском, оскорбительное как для правоверных евреев, так и для столь же правоверных антисемитов, ее еще на премьере в Мариинском театре назвали «Дочь кардинала» (учитывая то, что означенная «жидовка» по сюжету является дочерью прелатакатолика), а впоследствии по словарям и справочникам курсировал добродушно-простонародный вариант — «Еврейка» и еще более толерантный — «Иудейка». Михайловский театр, решившийся исполнить это удивительное сочинение, избрал последнюю версию. Но как бы ни называлась опера, она все равно служит яблоком раздора в театральных кругах, и не только из-за названия. Символично, что даже премьера постановки в Михайловском была сорвана из-за анонимного звонка, предупреждавшего о бомбе (которую, слава богу, не обнаружили).

Написать в 1835 году сочинение, в котором открыто говорится о религиозной нетерпимости и конфликте евреев и католиков, было шагом смелым и очень своевременным — инициативу парижане оценили, и «Иудейка» прочно вошла в анналы как прекрасный образец жанра «большой оперы», которому приличествуют драматический накал, огромный хор, массовые сцены, пожары, потопы и прочие стихийные бедствия. Но помимо всей этой роскоши, которая традиционно обедняет бюджет оперных театров, здесь немало прекрасной музыки, которая, что логично, требует и прекрасных исполнителей. На премьере год назад критика воспела осанну грамотному кастингу и была заинтригована участием легендарного тенора Нейла Шикоффа в главной роли иудея Элиазара. Он же будет и основной приманкой охочей до сенсаций московской публики, когда этот спектакль, крепко и грамотно сделанный режиссером Арно Бернаром и столь же крепко проведенный дирижером Петром Феранцем, покажут в Москве. Будем надеяться, что анонимных сообщений о бомбе не последует. Постановка претендует на «Маски» аж в шести номинациях (среди них «Лучший спектакль», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль» и «Лучшая работа дирижера»), что для театра, который сумел не стать бледной тенью величественной Мариинки, и для оперы, которую мы никогда не слышали, — большое достижение.

К слову, «Иудейку» в Москве покажут дважды — 22 марта вторым спектаклем откроется фестиваль искусств «Черешневый лес».

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация