Москва
Москва
Петербург

Фантомные монументы

Пока в Перми ставят памятники, Москва довольствуется фантомами.

В галерее «М&Ю Гельман» показывают выставку достижений пермского хозяйства — на улицах города красные человечки, надкушенное яблоко и символ города — неудобная буква «П».

Обидно — в Москве даже мировым звездам Энтони Гормли и Спенсеру Тунику не дали разнообразить привычный ландшафт — вот и делают столичные кураторы выставку про фантомные монументы, которые вроде и существуют, но в тепличных условиях, вдали от жесткого климата, взглядов (а то и действий) неподготовленного зрителя, не нуждаются в бюрократических согласованиях. Удачно совпав во времени, выставки на «Винзаводе» и в «Гараже» демонстрируют разницу между положением искусств в столице и Перми, а также — принципиально разные возможности частного и государственного секторов: при наличии воли и разумного подхода бюджет обыгрывает любые миллиардерские инициативы.

Как ни прекрасен «Гараж», ведомый Дашей Жуковой, удел современного искусства в Москве — резервации. В публичное пространство ему хода нет. А в чудно обустроенных заводах и гаражах можно, как в перестройку на кухнях, без конца рассуждать об общественной функции монумента, влиянии его на окружающую среду. И все же, пока посвященная скромным героям периода первоначального накопления капитала — «челнокам» — инсталляция Арсения Жиляева не окажется на улице, она имеет те же шансы пробиться к публичной памяти, как оставшиеся дома друзья и соседи «челноков» — попасть в историю. В маргинальных культурных зонах свое представление о монументах, зато и делать их тут можно Выставки демонстрируют разницу между положением искусств в столице и в Перми из чего угодно: хоть из стикеров, как Сергей Огурцов, хоть из мусорных пакетов, как Алексей Кострома, — постоянный климат замедлит процесс разрушения ровно до закрытия выставки.

Зато почти каждая работа украинской художницы Жанны Кадыровой, работающей, как и положено гастарбайтеру, почти исключительно с керамической плиткой, может выдержать жесткие российские реалии — как надкушенное яблоко, удивляющее пермских обывателей. Ее «Форма света», выложенная в холле «Гаража», тоже просится на улицу, хотя та, испорченная дурной привычкой к человекообразным фигурам вождей, принять ее, возможно, не готова. Впрочем, то было при другом градоначальнике, новый пока свои культурные приоритеты не обозначил. А вдруг — зайдет в «Гараж», увидит большой белый шар Алексея Костромы и решит, что полезно ему, вызывая разные ассоциации, разрушаться на глазах у народа на какой-нибудь не застроенной торговыми центрами площади.

Слева направо. Илья Долгов «Ego sum», Жанна Кадырова «Форма света», Борис Матросов «Счастье не за горами».

28 февраля 2011,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация