Сережа
Time Out

О спектакле

Вдумчивый спектакль Кирилла Вытоптова, основанный на двух рассказах Чехова, — «Учитель словесности» и «Страх».

Уже не первый сезон «Современник» дает шанс режиссерам-дебютантам попробовать себя в работе со своими актерами в рамках проекта «Опыты». Обычно результаты широкой публике не показывают. Спектакль «Сережа» по двум рассказам Чехова («Учитель словесности» и «Страх») выпускника мастерской Олега Кудряшова Кирилла Вытоптова — первый из «опытов», включенный в репертуар театра.

Неторопливое уездное бытие с восторженными гимназистками, кокетливыми барышнями, заботливыми нянями, конными прогулками, спорами о Пушкине, фантами, милыми ухаживаниями, офицерским волокитством и счастливым сватовством молодого учителя Сережи Никитина (Никита Ефремов) к юной Манюсе Шелестовой (Дарья Белоусова) постепенно обволакивает зрителей мягким очарованием. Настолько, что признание обаятельного Серёжи в том, что он счастлив и счастье свое заслужил, и что оно ему положено в уплату за терпение и труды, никого не настораживает.

Драма прокрадывается в спектакль незаметно. Так же, как гордыня в душу Сережи. И молодой самодовольный человек едет к соседу-помещику Силину, среди хозяйственных забот и музицирования выслушивает с обаятельной улыбкой страхи друга, муча ющегося сомнениями, любит ли его жена. И, от нечего делать, соблазняет жену друга. Их мир разрушен. А симпатяга Сережа возвращается к своей Манюсе, счастливый по-прежнему.

В режиссуре Вытоптова нет привычной для начинающих агрессии. В самом начале спектакля герои спорят о теме сочинения для 8-го класса — психолог ли Пушкин. Учитель словесности с иронией замечает: «Вам нужно, чтобы кто-нибудь пилил мне тупой пилою палец и чтобы я орал во все горло — это, по-вашему, психология». Спектакль «Сережа» не орет. В нем актеры существуют акварельно, на полутонах. И это при том, что кроме Никиты Ефремова — главного героя, объединяющего все сюжеты, — другие участники спектакля играют по несколько ролей. И в каждой они и достоверны, и театральны одновременно. А дебютант Илья Лыков, практически не меняясь внешне, на глазах перерождается из пошляка офицера Полянского в нелепого пузатого географа «в футляре» Рыжицкого и, следом, в сильного, умного, нежного и страдающего Силина. «Сережа» — спектакль не громкий, но очень стоит прислушаться к нему повнимательней.

Фото Михаила Гутермана