Москва
Москва
Петербург

Железная хватка

u u u u u Мнение редакции
На русский язык перевели роман Чарльза Портиса - литературную основу нового фильма братьев Коэнов.
В 1968 году, когда в Америке была впервые опубликована «Железная хватка» Чарльза Портиса, в мире происходило много интересных и захватывающих событий: один только список датированных этим годом «важных» фильмов с более-менее развернутыми комментариями заслуживает хорошей кандидатской. В 1968 году Серджио Леоне выступил с «Однажды на Диком Западе» — фильмом, который утверждал «спагетти-вестерн» не только в качестве важного культурного явления, но и в качестве примера того, каким будет вестерн в ближайшее десятилетие.

Морально амбивалентные протагонисты — хорошие, плохие и злые, торжественные выходы один на один под Морриконе, величественные и одновременно очень смешные, ну, вы знаете. И посреди этого — роман Портиса с малолетней «железной кнопкой» в качестве героя-резонера, уморительно серьезным тоном рассказывающей историю о том, как решила нанять федерального маршала — подлеца и пьяницу, постоянно норовящего пострелять, — мстить за убитого папу.

Через год вышла экранизация, сделанная Генри Хэтэуэем, с Джоном Уэйном в роли непотребного служителя закона, за которую он неожиданно получил «Оскар» — единственный за свою многолетнюю службу в качестве главного ковбоя экрана. В некотором роде — «аривидерчи» классическому вестерну, каким он был на протяжении многих десятилетий. Тут, впрочем, надо сразу уточнить: в Голливуде чуть ли не каждые пять лет какой-нибудь жанр мучительно загибается в агонии собственного однообразия, чтобы вскоре воспарить над своим бренным телом в новой инкарнации. Общепринятое мнение по поводу вестерна сводится в основном к тому, что сначала это был жанр про благородных мужчин на лошадях, который потом вдруг взял и приобрел дополнительное измерение и глубину — что, в общем, не совсем неправда.

Вестерн во все времена — это одновременно и про лошадей со стрелялками, и про мораль и соответствующие ей принципы, причем лошади в данном случае странным образом от морали неотделимы. Литературный вестерн в кристальной своей чистоте — вещь силь но на любителя. Проза наиболее репрезентативного энтузиаста жанра Луи Ламора — это суровый массив подробного бытописания, соответствующих времени и географии диалогов и — да, лошади и перестрелки. Основное свойство большинства книжек-вестернов — нейтральность авторского голоса — в кинематографе не считается за правило хорошего тона, поэтому вестерн как кинематографический жанр очень быстро приобрел особую интонацию, не столько бравурную, сколько меланхоличную. Что-то вроде трагикомических монологов ослика Иа.

Начиная примерно с «Дилижанса» Джона Форда, вестерн рассказывает истории о людях, которые, будучи хорошими или плохими, белыми или зелеными в крапинку, нехотя, стиснув зубы, отстаивают что-то перед лицом зла не из абстрактных представлений о добре, а потому, что есть такое слово «надо» — что бы оно там ни значило.

Лучшие вестерны любой формации — от «Рио Браво» до «Непрощенного» — об этом, и «Железная хватка» Портиса в этом смысле не исключение. Здесь традиционная, в общем, интрига — самоуправная месть плюс классический расклад про невинность и опыт, который при желании можно раскручивать в ключе «дитя пробуждает человечность в сердце старого солдата» (как в фильме Хэтэуэя), а можно на элегический, притчевый манер (как в новой экранизации братьев Коэнов).

У Портиса потрясающее чувство живой речи и не менее впечатляющее чувство комического, которое проявляется в ситуациях, к смеху вроде бы не располагающих. Набросанный немногочисленными, но смачными мазками федерал Рустер (в нашем переводе — Кочет) Когберн — герой в целом нетипичный, но для вестерна в самый раз — немного чудовище, местами обаятельный разгильдяй и алкоголик. Другое дело — девочка, Мэтти Росс, редкий женский голос в царстве ковбоев, но отнюдь не робкий. Мэтти — со своим неизменно авторитетным мнением по большинству животрепещущих вопросов, протестантского толка моралью и брюзжанием, без устали раздающая советы и рекомендации потенциальной аудитории, не признающая и не распознающая иронию — любопытный герой для вестерна — жанра, чего там, довольно шовинистского. Традиционно женщины в нем представлены в основном кружевными подолами, а также пародийными репризами в «Быстром и мертвом» и, о ужас, «Плохих девчонках», которые только лишний раз доказывают, что не девичье это дело — по прериям скакать.

21 февраля 2011,
Железная хватка
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация