Москва
Москва
Петербург

Куба в Революции

Че Гевара и Фидель Кастро в фотолетописи самой фотогеничной революции ХХ века.

Выставку, переехавшую в Москву из Международного центра фотографии (ICP, Нью-Йорк), американские критики упрекали в идеализации Кубинской революции. Не вполне справедливо. Тщательно выстраивая экспозицию из винтажных отпечатков и журнальных разворотов, кураторы честно показали, как великолепно выглядят кубинские революционеры на фотографиях. Даже теперь — когда революция неприлично состарилась, а самые роскошные бородачи давно мертвы, зритель получает оглушительный адреналиновый и тестостероновый заряд, глядя на знаменитый снимок Че Гевары «Героический партизан» Корды или на то, как «команданте Сьенфуэнос и капитан Очоа позируют в вашингтонском мемориале Линкольна». Бледнее своих соратников выглядит работающий перед микрофонами Фидель. Прекрасные в лесах, на обедах, в момент триумфа, вчерашние партизаны и на постановочных снимках, сделанных для журналов и украшения кабинетов новой номенклатуры, хороши так, что голливудским звездам никакие гримы и современные технологии не помогают влезть в их роскошные шкуры.

Начинается история с честного, социально озабоченного репортажа, снимков трудящихся, в поте лица добывающих рыбу и сахарный тростник, и главного образа бедняцкой Кубы — девочки с деревяшкой вместо куклы в руках. Унижает не нищета, а контрасты: рядом — фотографии жирных мистеров-твистеров, резвящихся на курорте: азартные игры, проститутки, конкурсы красоты, сплошные «улыбки, мех и перья».

Продолжение похоже на приключение: партизаны скрываются в лесах, фотографы, уже не только местные, но и западные, следуют за ними, подсматривая, как читает Гете Че, пишет что-то Фидель, как быстро, почти мгновенно, происходит переворот. И вот уже перед нами официальные съемки победителей.

Кубинскими партизанами трудно не соблазниться — бородатые красавцы стали героями нескольких поколений, секс-символами, примером для подражания. Фотография помогала им прокладывать дорогу в царство свободы. Ровно до тех пор, пока революция не решила, что слишком много правды ей не нужно, а самым важным сюжетом снимков является команданте Кастро перед микрофоном. Конец выставки получился честным и досадным: во всех ракурсах фотографии тела мертвого Че Гевары, в соседнем зале — антибитловский фильм работы местных пропагандистов и снимки, сделанные на память о большой семье, — люди эмигрируют, толпа тает от одной карточки к другой… Теперь уже совсем другие люди и по-другому выбирают свободу. Увы, снимки эти производят не такое сильное впечатление, но кураторы в этом не виноваты — на фотографическом поле кубинские команданте переиграли своих критиков и даже историю — образ Че и полвека спустя украшает майки свободолюбивой молодежи.

1 февраля 2011,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация