Люди в черном
Time Out

О книге

Фанат Викторианской эпохи Джон Харви взялся проследить истоки привязанности человечества к черному цвету в одежде.
В своей книге «Люди в черном» он скрупулезно зафиксировал, кто из мужчин, когда и почему рядился именно в черное в Западной Европе за последние 500 лет. Используя бесчисленные цитаты из Диккенса и Шарлотты Бронте (это естественно, он с 70-х только о них и писал), доктор Харви доказывает свой тезис, что черный, считавшийся вроде как символом набожности, смирения и скорби, на самом деле был «одеждой власть держащих». Его носили раннее духовенство, короли в эпоху Ренессанса, аристократия и — с XIX века — средний класс. Пару раз по страницам «проскакали» опричники с собачьими головами у седел (тоже в черном), еще раз доказывая авторский тезис, что этот цвет со временем стал знаком финансовой, общественной и политической успешности.

Черный — самый популярный в одежде по сей день. Раскрывая этот феномен, Харви попытался дойти до современности, упомянув нацистов и панков. И именно с этих страниц становится очевидно, что перевод книги, написанной в 1995 году, подзадержался. За последние 15 лет, с момента ее выхода в Англии, глобализация в моде приняла такой масштаб, что рассматривать черный цвет как минимум вне влияния Востока (где он имеет несколько иную семантику) не представляется возможным. В «Людях в черном» много интересных фактов — из истории, культурологии, семиотики и литературы, — но изложены они таким сухим, академичным языком, что широкий читатель, скорее всего, отложит ее уже на 20-й странице. Это добротное исследование для любителей и ценителей классической литературы и изобразительного искусства XIX века. Мало того, оно бесценно для соискателей научных степеней: его запросто можно раздербанить, добавив «воды», на несколько диссертаций. В серии «Библиотека журнала «Теория моды»» «Люди в черном» — уже третья книга, после «Советского нижнего белья» Ольги Гуровой и «Корсета» Валери Стил. Возможно, издание рассчитано на специалистов — поклонников самого журнала «Теория моды». Потому как в другой серии «НЛО» — «Культура повседневности» — выходили куда более «живые» книги, напрямую касавшиеся истории моды и одежды, например, «Краткая история униформы» Дженнифер Крейк или «Денди» Ольги Вайнштейн.

Не очень уместно сейчас выглядит оригинальное название. Видя на обложке слова «Люди в черном», отравленное массовой культурой сознание поневоле ждет какого-то экшена и юмора, а вовсе не кропотливого перебирания ссылок и цитат. Вышедший позже книги фильм отобрал «право первородства», и классное, цепкое название выступает как обман ожиданий читателя. Жаль — книжка пусть не для всех, но хорошая. И хотелось бы порадоваться ее выходу, но мир вокруг слишком быстро меняется.