Москва
Москва
Петербург

Люди в черном

u u u u u Мнение редакции
Фанат Викторианской эпохи Джон Харви взялся проследить истоки привязанности человечества к черному цвету в одежде.
В своей книге «Люди в черном» он скрупулезно зафиксировал, кто из мужчин, когда и почему рядился именно в черное в Западной Европе за последние 500 лет. Используя бесчисленные цитаты из Диккенса и Шарлотты Бронте (это естественно, он с 70-х только о них и писал), доктор Харви доказывает свой тезис, что черный, считавшийся вроде как символом набожности, смирения и скорби, на самом деле был «одеждой власть держащих». Его носили раннее духовенство, короли в эпоху Ренессанса, аристократия и — с XIX века — средний класс. Пару раз по страницам «проскакали» опричники с собачьими головами у седел (тоже в черном), еще раз доказывая авторский тезис, что этот цвет со временем стал знаком финансовой, общественной и политической успешности.

Черный — самый популярный в одежде по сей день. Раскрывая этот феномен, Харви попытался дойти до современности, упомянув нацистов и панков. И именно с этих страниц становится очевидно, что перевод книги, написанной в 1995 году, подзадержался. За последние 15 лет, с момента ее выхода в Англии, глобализация в моде приняла такой масштаб, что рассматривать черный цвет как минимум вне влияния Востока (где он имеет несколько иную семантику) не представляется возможным. В «Людях в черном» много интересных фактов — из истории, культурологии, семиотики и литературы, — но изложены они таким сухим, академичным языком, что широкий читатель, скорее всего, отложит ее уже на 20-й странице. Это добротное исследование для любителей и ценителей классической литературы и изобразительного искусства XIX века. Мало того, оно бесценно для соискателей научных степеней: его запросто можно раздербанить, добавив «воды», на несколько диссертаций. В серии «Библиотека журнала «Теория моды»» «Люди в черном» — уже третья книга, после «Советского нижнего белья» Ольги Гуровой и «Корсета» Валери Стил. Возможно, издание рассчитано на специалистов — поклонников самого журнала «Теория моды». Потому как в другой серии «НЛО» — «Культура повседневности» — выходили куда более «живые» книги, напрямую касавшиеся истории моды и одежды, например, «Краткая история униформы» Дженнифер Крейк или «Денди» Ольги Вайнштейн.

Не очень уместно сейчас выглядит оригинальное название. Видя на обложке слова «Люди в черном», отравленное массовой культурой сознание поневоле ждет какого-то экшена и юмора, а вовсе не кропотливого перебирания ссылок и цитат. Вышедший позже книги фильм отобрал «право первородства», и классное, цепкое название выступает как обман ожиданий читателя. Жаль — книжка пусть не для всех, но хорошая. И хотелось бы порадоваться ее выходу, но мир вокруг слишком быстро меняется.

31 января 2011,
Люди в черном
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация