Москва
Москва
Петербург

Парк

Балет Парижской оперы заканчивает московскую гастроль спектаклем о Версале.
В программке спектакля «Парк» говорится, что он сотворен под впечатлением от романа мадам де Лафайет «Принцесса Клевская» — но что соединяет поставленный в 1994 году балет Прельжокажа с этим популярным в XVII веке повествованием, понять совершенно невозможно. В романе юную девицу выдают замуж за принца, к которому она была совершенно равнодушна; встретив другого дворянина, в которого она влюбляется (с полной взаимностью), она всеми силами избегает его ради верности нелюбимому мужу. Муж, тем не менее, сходит с ума от ревности и в конце концов умирает от горячки, этой ревностью вызванной; обвиняющая себя во всех несчастьях добродетельная дама прогоняет прочь получившего было надежду воздыхателя и навсегда затворяется в провинциальном имении, до конца жизни занимаясь молитвами и благотворительностью.

 

То есть ни одного поцелуя, но масса страданий. В балете же — никаких страданий и самый знаменитый поцелуй на балетной сцене.

На фоне неба (то утренне-голубого, с трогательными облачками, то ночного, ясного, с россыпью звезд) в спектакле Прельжокажа танцуют версальские дамы и кавалеры. Камзолы и шейные платки, кринолины и исподнее XVII века. Намеки тайные и очень явные (ну как еще оценишь маневр благородной дамы, сползающей со стула и трущейся об него, как мартовская кошка).

Встречные пробежки. Стрельба глазами. И — объятия, объятия, объятия — мимолетные и долгие, простенькие и требующие от господ танцовщиков недюжинной физической подготовки. Нет тут никакой скучной добродетели — тут правит Парк. Его фигурные кусты (их обозначают пирамидки на заднем плане), его веселые нравы. Прельжокаж, часто использующий не самую приятную для ушей музыку, по случаю приглашения на постановку в Парижскую оперу выбрал Моцарта — и сотворил самый солнечный и самый легкий по настроению балет в своей биографии. (Сдается мне, что именно на что-то подобное и надеялись менеджеры Большого, когда приглашали хореографа для постановки премьеры, что открывала нынешний сезон. Получили — «А дальше — тысячелетие покоя», вариации на тему Апокалипсиса. Ну, какой театр какие настроения внушает…)

Самая красивая часть балета — длиннющий финальный дуэт. Удалились дамы и кавалеры, испарились суровые садовники (явные визитеры из будущего — во вполне современных защитных очках). На сцене остались мужчина и тающая в его руках женщина. Они сцепляются губами — и он кружит ее в воздухе, ее ноги почти параллельны полу. Если внимательно рассматривать запись — то поймешь, как они держатся друг за друга; в театре же кажется, что соединены только губы. Нереальность этого поцелуя, дивный графический рисунок вращения — стихотворение, а не балет. Спектакль, конгениальный парку, которому посвящен.

14 февраля 2011,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация