Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Русалочка

Исполнители: Евгений Поклитарь, Наталья Сомова, Алексей Любимов, Анастасия Першенкова
Режиссер/Постановщик: Джон Ноймайер
Автор: Ханс Кристиан Андерсен
Балет по классической сказке Андерсена, переплетенной с историей самого писателя.
Из кулисы в кулису по воздуху тянется застывшая белая линия. Она плавно изгибается и светится электрическим светом, колышется, ползет вниз и вверх. Так обозначена граница моря и воздуха, как она видна из-под воды, — мерцание солнца, обещание счастья. Так видит жизнь Русалочка — таким заманчиво-солнечным воображает она мир, в котором обитает Принц, однажды увиденный ею в море. Наверху, у колосников, «над водой» — игрушечные кораблики, не способные сопротивляться морю: в шторм они мгновенно идут ко дну. В своем мире, мире под этой электрической волной, Русалочка плавает на руках кордебалета — и широченные брюки переплетаются так, что невозможно поверить, будто у них внутри человеческие балеринские ноги.

История Русалочки, придуманная Андерсеном, переплетена в этом спектакле Джона Ноймайера с реальной историей самого писателя. Великий сказочник был влюблен в некоего молодого человека, тот о том не знал и счастливо женился — а Андерсен написал сказку о немой любви — той, о которой нельзя сказать. Андерсен с самого начала присутствует на сцене: он тоскливо наблюдает за свадьбой статного красавца. По щеке катится слеза (гибкая ладонь танцовщика обозначает путь капли), и именно эта слеза, падая в море, превращается в Русалочку. Потом они часто находятся на сцене вместе: автор наблюдает за своей героиней.

Для Ноймайера возможность говорить не означает возможность сказать — и потому в балете нет темы немоты героини. Лишившись с помощью Морской ведьмы (скорее, впрочем, ведьмака — это мужская роль) хвоста и приобретя пару ног, Русалочка не потеряла голос — но ее никто не слышит, потому что никто не слушает. Для Принца, который не знает, что именно эта тощая девочка, съеживающаяся при каждом движении (мотив, что ходить больно, — сохранен), спасла его во время кораблекрушения, она — подружка, игрушка, зверек. Никак не возможный объект влюбленности. Объект — размашистая, высоко поднимающая ноги роскошная принцесса, обнаружившая уже спасенного Принца на берегу. (Манеры и наряды — совершенно в духе Анастасии Волочковой.) Сражение стилей, состязание нервной правды и парадной лжи. Ломкие позы Русалочки (страдая, она встает на колени и поднимает стопы вверх — как держится в таком состоянии, непонятно) и самодовольные выходы Принцессы.

Поразительная сказка для взрослых. Сочинена она была в качестве подарка ко дню рождения датской королевы Маргрете II от ее Королевского балета, и Ее величество отправила на премьере балетмейстеру и композитору (наша соотечественница Лера Ауэрбах) по букету, перевязанному лентой датского флага. Можно надеяться, что Музыкальный этот балет не испортит — предыдущий опыт переноса сочинения Ноймайера («Чайка») оказался очень удачным.
31 января 2011,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация