Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею
q Российский Академический Молодежный театр u u u u u Мнение редакции На карте
7

Будденброки

Режиссер/Постановщик: Миндаугас Карбаускис
Автор: Томас Манн
Актеры: Илья Исаев, Виктор Панченко, Дарья Семенова
Режиссер Карбаускис перевел живописную прозу Томаса Манна в элегантную сценическую графику.

Сценограф Сергей Бархин прочертил пространство большой сцены РАМТа тремя линиями старых балок, лишь намекающими на дом или кирху. Оттого пространство получилось и не обжитым, и не намоленным. Здесь все лишь делают вид, что домашний очаг греет, стены надежны, а вера крепка. В своем раннем (автору было 25 лет), в чем-то биографическом романе «Будденброки» Томас Манн поначалу с упоением описывает новый дом процветающего бюргерского семейства, его уклад в мельчайших подробностях, милые шалости и первые влюбленности подрастающего поколения. Их счастье очаровывает. Устои, на которых оно покоится, кажутся незыблемыми и мудрыми. Настолько, что не сразу начинаешь замечать, как подкрадывается закат, а потом до последней страницы сочувствуешь невзгодам уже дорогих тебе героев.

Миндаугас Карбаускис решительно лишает зрителя всяческих иллюзий. Никаких теплых подробностей, многочисленных родственников, знакомых и перипетий их взаимоотношений. Режиссер выстругивает из романа «балки», на которых держится сюжет, и не оставляет зрителю ни одного шанса на сочувствие. Спектакль сразу начинается с предательства. Очаровательная девушка-подросток Антония Будденброк (Дарья Семенова) отказывается от своей первой любви и соглашается выйти замуж за противного ей Грюнлиха (Дмитрий Кривощапов), которого достойным женихом счел отец. И в каждой следующей сцене один из Будденброков «жертвует» своей любовью: к мужу ли, к брату ли, к матери ли — ради общего блага. Для ухватистого, основательного здоровяка Тома (Илья Исаев) — это прибыль семейного дела, для нервного вертопраха Христиана (Виктор Панченко) — семейная честь, а для Антонии — семейный престиж и видимость аристократичности. Отказываясь от самого живого в себе, отучиваясь любить, Будденброки привыкают врать прежде всего самим себе, прикрывая свой страх потерять покой вызубренными с детства гарантиями стабильности.

Актерам тоже не разрешено «искать в злодее, где он добр». Они будто наблюдают за своими персонажами со стороны, подсказывая зрителю по ходу событий, какими все более жалкими и смешными те становятся. Играют они мастерски (от почти немой сгорбленной служанки Иды в исполнении Татьяны Матюховой и вовсе глаз не оторвать), но холодно. Проскальзывают даже несвойственные Карбаускису нотки сатиры. Спектакль получился очень ясным: в гибели дома Будденброков виноваты они сами. Никакие химеры «общего блага» не стоят приносимых в жертву конкретных человеческих привязанностей. Убедительно, но не трогательно.

14 февраля 2011,

Афиша

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация