Короли танца

О событии

В музее имени Бахрушина можно будет увидеть четверку лучших танцоров мира.

В конце февраля в Нью-Йорке одновременно вышли на сцену четыре танцовщика из первой десятки мира: Йохан Кобборг, Анхель Корелла, Итан Стифел, Николай Цискаридзе — работающий в английском Королевском балете датчанин, две звезды American Ballet Theatre и премьер Большого соответственно. Программа называлась "Короли танца", она шла четыре дня и состояла из премьерных показов балета Кристофера Уилдона "For 4" (на музыку шубертовского шедевра "Смерть и дева"), четырех миниатюр и одноактовки Флеминга Флиндта "Урок" (на музыку Джорджа Делеруа). Теперь в музее Бахрушина показывают запись того вечера. Купить ее, к сожалению, будет нельзя — продюсер спектакля придет, покажет видео и унесет DVD-диск обратно.

Начнут с балета Уилдона. Вставший на крыло в баланчинском New York City Ballet молодой балетмейстер-неоклассицист нынче считается главной хореографической надеждой Америки, гордо реет над Европой и скоро спикирует в Большой (в планах театра на будущий сезон стоит его одноактовка). Продолжат "Уроком" — этот спектакль придуман еще в 1963 году, но балетные любят его безмерно. Особенно танцовщики: роль учителя, с трудом сдерживающего желание убить ученицу, всегда вызывает у них какое-то нежное чувство. Сцена, когда герой наконец отбрасывает предрассудки и с наслаждением душит партнершу, всегда получается вдохновенной. В нью-йоркской серии главная роль каждый вечер доставалась новому артисту; в Москве покажут целиком версию с Йоханом Кобборгом и отрывки из спектаклей с Цискаридзе и Кореллой.

А затем наступит черед самого интересного — миниатюр. Каждый из "королей" покажет то, что ему лучше всего удается (или хочется, чтоб удавалось). Стифел, звезда снобистского, чеканного, надмирного NYCB, вынужденный несколько лет назад перейти в разудалый, богатый и простецкий ABT, станцует "Wavemaker" Нильса Кристи, упражнение на самодостаточную, не снисходящую к зрителю виртуозность. Аккуратный до маниакальности Кобборг порезвится беззаботным фавном в древнегреческом лесу (расхожий балетный сюжет в этот раз появляется в версии Тима Раштона). Анхель Корелла в "We Got It Good" Стэнтона Уэлша предстанет самим собой — то есть отличным технарем и жизнерадостным американцем. Цискаридзе же выбрал "Кармен" Ролана Пети, в которой все роли исполняет один танцовщик.

Он и Хозе, и тореадор, и сама цыганка. Смена маски, смена походки, смена улыбки — за пятнадцать минут прокатывается вся история, заканчивающаяся самоубийством. И становится понятно, что не с иноземными "королями" соревнуется Цискаридзе — он бросает вызов Плисецкой. Посмотрим, кто выиграет.